Шрила Джаяпатака Свами

Е.С. Шрила Джаяпатака Свами Махарадж

Его Святейшество Шрила Джаяпатака Свами пришёл в этот мир в благоприятный день экадаши, следующий за праздником Рама Навами, 9 апреля 1949 года. Он вырос в Америке, в богатом пригороде Милуоки, штат Висконсин. Его отец во время второй мировой войны оставил правительственную службу, чтобы стать христианским священником.

Шрила Джаяпатака Свами

В своём детстве он показывал экстраординарный интеллект и большой интерес к философии и духовным темам. В 11-ть лет, когда он сильно заболел, то по предложению своего деда он излечился, просто призывая святое Имя Господа. В школе Джаяпатака Свами был одним из лучших учащихся и, благодаря своему незаурядному интеллекту, смог экстерном сдать экзамены за несколько лет учёбы. До последнего класса он был старостой группы. Своё образование он продолжил в престижном Броунском Университете, где изучал иностранные языки. Однажды, попав на лекции о жизни Господа Будды, под впечатлением от услышанного, он потерял интерес к наукам и начал поиски духовного учителя. Понимая, что на Западе ему будет трудно найти истинного гуру, он готовится к путешествию в Индию, в надежде, что именно там встретит своего учителя. Однако Кришна устраивает всё иначе…

Как сам Джаяпатака Свами Махарадж рассказывает о том, как Он стал преданным.

Гуляя в городском парке я увидел сидящих людей в странных одеждах, которые сидели в кругу и пели киртан. Один из них обернулся и посмотрел на меня. У него на лбу была тилака. Когда я увидел тилаку, меня охватил страх. Я был похож на человека, который увидел привидение или ещё что-то в этом духе. Все волосы на моём теле встали дыбом. Я походил на шипящего кота с картинки. По всей моей спине как будто бы прошел электрический ток. Я просто развернулся и побежал как можно быстрее. Я пробежал около двух километров. А затем я спросил себя: «Куда я бегу? Кто эти люди? Что это?» Это была какая-то спонтанная реакция. Я снова вернулся назад, но преданных уже не было. Я спросил людей в округе, и они мне сказали, что это были кришнаиты. И я стал искать их.

Ещё как-то раз до этого случая я встретил одного преданного. Он был одет по-европейски, в брюки, футболку. У него была бритая голова с шикхой. Тилаки не было. Он был похож на хиппи или кого-то в этом стиле. Я не знаю, кем он был. Он подошёл ко мне и протянул листовку, на которой было написано: «Харе» — Верховная энергия наслаждения, «Кришна» — Источник всего наслаждения, «Рама» — Верховное блаженство. Повторяйте эту Мантру и вы будете счастливы. Вы будете вечно на взлёте». Он дал мне адрес храма, и я попытался найти его, но не смог. Должно быть, тогда ещё я не был готов. Он не говорил со мной, он просто ходил и раздавал людям эту листовку. Киртана не было. Когда я взял эту листовку, она сразу привлекла меня. Я хотел, но не мог найти храм.

Шрила Джаяпатака Свами

И когда я увидел того преданного, который пел киртан, у меня возникла та бурная реакция. Через достаточно короткое время после того, как я увидел преданного с тилакой, я присоединился к Движению. Прошло около шести месяцев или год со времени, когда мне дали листовку. Тогда я ни с кем не связался. Я думал о том, кем были эти люди, но никогда больше не встречал их. После моей второй встречи, как мне кажется, прошло месяц или два, и я увидел афишу о Ратха-ятре, Празднике Колесниц. В конце было приглашение придти и за 25 центов купить вегетарианский обед. Я пошёл в храм и съел вегетарианский обед. Через семь дней после того, как я начал посещать ИСККОН, в день Ратха-ятры Джаянанда Прабху побрил меня и я предался. Я сказал себе, что попробую полностью следовать всему в течение двух месяцев, а затем ещё раз подумаю, стоит мне остаться или нет, но я хотел предаться.

Однако, мой разум сказал мне: «Послушай, как ты можешь так быстро принять это?» И я сказал себе: ладно, я испытаю это. Если я не буду следовать всему, что предписано, то как  смогу понять, что это такое. А если через два месяца я не почувствую никаких изменений, я изменю своё решение. Однако, после этого я больше не оглядывался назад.

Впервые он увидел Его Божественную Милость  А.Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду в 1968 году в Монреале и стал одним из его первых, старших, учеников.

Джаяпатака Свами: «В моей духовной жизни очень многие преданные помогали мне. Особенно в самом начале многие преданные действовали как вартма-прадаршака-гуру, то есть указывали мне путь преданного служения. Они дали мне очень хорошие советы, которые помогли мне в духовной жизни.

Например, один преданный сказал мне, что после лекций Прабхупады по Шримад Бхагаватам нужно всегда задавать вопросы, размышляя о том, какой подходящий вопрос можно задать в этот момент. И я все время делал это — после каждой лекции я задавал Шриле Прабхупаде один вопрос. Однажды я не пришел на лекцию, потому что у меня была какая-то важная работа. Я чувствовал себя очень плохо, потому что пропустил лекцию Шрилы Прабхупады. Я слушал эту лекцию в записи.

В конце лекции Шрила Прабхупада спросил: «Какие есть вопросы?», но вопросов ни у кого не оказалось. И он посмотрел вокруг и спросил: «А где Джаяпатака? У него всегда есть хороший вопрос». Шрила Прабхупада был очень внимательным и обычно не прославлял никого в его присутствии, чтобы никто не возгордился. Я слышал это на кассете. И я понял, что тот преданный действительно дал очень хороший совет». (21.09.97, Санкт-Петербург, лекция по Шримад Бхагаватам)

Живя в ашраме, он устраивается на работу, чтобы помочь поддержать жизнедеятельность храма.
Джаяпатака Свами: «Когда я был начинающим преданным, это был 1968 год, у нас еще не было книг, не было денег, а нужно было платить за аренду здания; Прабхупада был в Монреале, в Канаде. И все преданные устроились на работу, чтобы оплачивать здание. За несколько месяцев я сменил порядка десяти разных работ и теперь могу по-настоящему ценить преданных-прихожан, потому что понимаю, что работать с непреданными непросто. Возможно, это самое тяжелое, что было в моей жизни. Но при этом я чувствовал блаженство, потому что делал это для Кришны. На одной из самых ужасных работ – в кофейне, где продавали гамбургеры, я работал мойщиком полов. Я спрашивал у Прабхупады: «Ничего, что я работаю в невегетарианском ресторане?», он спрашивал, что именно я там делаю, и когда я говорил, что мою полы, он отвечал, что ничего страшного нет, потому что к тому времени как я прихожу, они уже заканчивают есть.

Там был один повар. Однажды он готовил и вдруг потерял сознание. Я прибежал туда, я не знал, что делать. Я никому не говорил, что я из Харе Кришна, но в тот момент единственное, что мне пришло в голову, это начать повторять Харе Кришна ему в ухо. Я начал повторять: «Харе Кришна!… Харе Кришна!…» Он начал дрожать, глаза его открылись, он сел, увидел, что все стоят вокруг и смотрят на него, и сказал: «Ничего-ничего, все в порядке». Когда все ушли, и мы остались вдвоем, он спросил: «Что это ты сказал мне в ухо?», я ответил: «Это была Харе Кришна-мантра».

Он сказал: «Это самая мощная вещь, которую я когда-либо слышал в жизни. У меня такая болезнь, что иногда я выхожу из тела – такое состояние, что я покидаю тело и куда-то отправляюсь. Я не могу управлять этим, это происходит со мной из-за моих дурных привычек. Сейчас я был в своем тонком теле в Европе, и когда ты произнес эту мантру мне в ухо, я смог услышать ее с такого расстояния. Этот звук становился все громче и громче: Харе Кришна… Харе Кришна. Харе Кришна! Харе! Кришна! ХАРЕ КРИШНА! Это становилось все громче и громче, пока не наполнило все мое сознание и не вернуло меня обратно в тело». Он понял, что это нематериальный звук. Я никогда не мог забыть этого. Таково могущество святого имени». (16.01.01, Пермь, лекция по Шримад Бхагаватам)

Через некоторое время он получает духовное посвящение. Во время церемонии вручения четок Шрила Прабхупада объявил его новое имя Джаяпатака дас Брахмачари, что означает «Флаг победы». Шрила Прабхупада сказал, что он должен стать флагом победы Господа Кришны.

Джаяпатака Свами успевает совмещать обязанности пуджари Божеств и личного слуги Шрилы Прабхупады, а спустя некоторое время его назначают президентом Монреальского храма. Выполняя желание Шрилы Прабхупады, он помогает основать центры ИСККОН в Торонто и Чикаго.

Джаяпатака Свами: «Я помню, когда мне исполнилось две недели после инициации, я тогда жил в монреальском храме и в храме было 25 преданных. Президент храма взял 20 из них, и поехал открывать новый храм в другом городе. Уезжая, он сказал мне: «Теперь ты будешь президентом». У меня оставалось всего пять преданных и на меня свалились все расходы по содержанию храма. Мне было всего 19 лет. Я написал Шриле Прабхупаде, что я слишком молод для такого служения. Прабхупада ответил: «Оставь это телесное сознание! По приказу гуру ты можешь делать все что угодно»».

Джаяпатака Свами: «Когда я присоединился к ИСККОН, президентом храма был знаменитый Хамсадута, он был семейным человеком, а его женой была Химавати. Однажды она посадила меня в укромном месте. Она спросила: «Ты хочешь проповедовать сознание Кришны?» — «Да» — «Если ты хочешь быть проповедником, ты должен жениться. Только женатые преданные могут проповедовать. Только семейная пара может открыть новый храм». Я был совсем новичком в сознании Кришны и даже не думал об этом. Но в те дни действительно была такая стратегия, что семейные пары открывали новые храмы.

Тогда я отправился к Шриле Прабхупаде. Я сказал ему «Жена президента сказала мне, что я должен жениться, чтобы проповедовать. Я никогда не задумывался об этом, что мне теперь делать?». Шрила Прабхупада сказал мне, что преданные обычно остаются брахмачари в течение какого-то времени, и, когда преданный достигает двадцатипятилетнего возраста, гуру решает за него, что делать дальше. «Тебе только 19 лет, поэтому до 25 лет можешь не волноваться. Когда тебе будет 25, тогда поговорим». Таким образом, мне была дана отсрочка. Прабхупада не стал ждать двадцатипятилетнего возраста — он дал мне санньясу в 21 год».

Получив от Шрилы Прабхупады духовное посвящение и имя «Джаяпатака дас», он был назначен президентом монреальского храма ИСККОН. В 1970 году, открыв новый центр ИСККОН в Торонто, и затем храм в Чикаго, Джаяпатака Свами по наставлению Шрилы Прабхупады отправляется в Индию, чтобы начать строительство храмов в Маяпуре и, позднее, во Вриндаване. В Индии он принял уклад жизни в отречении и титул «свами».

В 1971 году Джаяпатака Свами возглавил проект по строительству храма и мировой штаб-квартиры ИСККОН в месте паломничества – Маяпуре. В 1979 году он получил индийское гражданство, предварительно отказавшись от американского, и с тех пор активно путешествует и проповедует гаудия-вайшнавизм по всему миру. По данным на 2004 год с этой целью он посетил 74 страны. Джаяпатака Свами имеет около 50 тыс. учеников в разных странах мира, большинство из них — в Индии.

Джаяпатака Свами: «Однажды моя мама приехала в Майапур. Она хотела встретиться со Шрилой Прабхупадой и посмотреть, чем я там занимаюсь. Встретившись со Шрилой Прабхупадой, она стала задавать ему вопросы. Она спросила: «Что такое жизнь?» и Прабхупада очень доступно объяснил ей. Он сказал, что в теле каждого есть жизнь, и до тех пор, пока в теле есть источник сил, оно считается живым. Когда жизненные силы покидают тело, оно считается мертвым. И источник этой жизненной силы – это и есть мы. А тело сродни одежде, которую мы носим. И мы не должны жить просто ради этой одежды, мы должны понять, кем мы являемся на самом деле. Должны понять, что такое жизненная сила, кто мы и что с нами происходит, когда жизненная сила уходит из тела и оно разрушается. Сознание, пронизывающее тело, это то, что позволяет нам воспринимать окружающий мир.

Так Шрила Прабхупада очень доступным языком объяснял моей матери основные моменты нашей философии. И благодаря этой беседе она смогла составить очень ясное представление о Сознании Кришны. Она тоже повторяет Харе Кришна. По возвращении домой она пошла в церковь и через некоторое время возглавила группу прихожанок. Иногда они приходили к священнику и после его лекций она задавала ему такие вопросы, что он не мог понять, как ей это могло придти в голову, почему она спрашивает об этом.

И он отвел ее в сторону, чтобы поговорить. Он спросил ее: «Скажите, откуда у вас так много знаний? Задавая такие глубокие теологические вопросы, вы смущаете других людей, потому что они представления об этом не имеют, им это в голову не приходит». Она ответила: «Вы знаете, мой сын – гуру из Движения Харе Кришна и я многое узнала от него». И священник сказал: «Лучше задавайте свои вопросы отдельно, после лекции, а то на некоторые я даже не знаю, как ответить». Существует много подобных примеров. Людям не обязательно отказываться от своих религиозных воззрений, просто изучение Бхагават-гиты может помочь улучшить понимание даже Библии и Корана». (09.07.01, лекция на Грушинском фестивале)

«Однажды кто-то сказал мне, что каждый раз, когда я встречаюсь со Шрилой Прабхупадой, я должен прославить его, а себя поставить в смиренное положение, а потом попросить благословений. То есть программа из трех пунктов: скромность, молитвы, благословения. Я подумал, что это хороший совет, и стал так поступать. Я склонялся перед Шрилой Прабхупадой, говоря: «Шрила Прабхупада, я — самый падший человек, я даже недостоин быть вашим учеником, но вы очень милостивы, вы — патита-павана, поэтому, пожалуйста, не обделите и меня своей милостью и благословите, чтобы я всегда мог служить вам».

В тот раз Прабхупада провел в Майапуре два месяца, я виделся с ним каждый день и каждый раз следовал этой схеме. Я говорил, что гуру — это проявление Кришны, представитель Кришны и все, что я делаю для Господа, я делаю через своего духовного учителя. Иногда мы обращаемся к Божествам, но не слышим, отвечают ли Они нам, мы недостаточно чисты для этого, но когда я возносил молитвы Прабхупаде, он всегда отвечал мне на них. Я говорил Прабхупаде: «Прабхупада, я самый падший человек», и он отвечал: «Ты — самое ничто». Иногда преданные говорят я самый.. самый.. неважно что, главное, чтобы самый. Я говорил: «Я — великий глупец», и Прабхупада отвечал: «Да». Я говорил: «Прабхупада, я хочу служить вам из жизни в жизнь», и он мне говорил: «А зачем ты хочешь, чтобы я сюда возвращался?» И я понял, что общение с духовным учителем — это удивительная вещь, каждый раз происходит что-то новое». (11.05.02, Дивноморск, лекция по Шримад Бхагаватам)

Джаяпатака Свами без устали проповедует по всему миру. Путешествуя по Индии, где он проводит большую часть года, он освоил бенгали и хинди, что сделало его проповедь еще более доступной местным жителям. Особую известность, он приобрел, рассказывая об играх Шри Чайтаньи Махапрабху.

Джаяпатака Свами: «На самом деле по профессии я — попрошайка. Я триданди-бхикшу — «попрошайка с палкой». Некоторые люди дают мне деньги, но я не слишком заинтересован в этом. Дакшину пусть отдают своим дикша-гуру. А мне нужно исполнить указание Шрилы Прабхупады, которое он мне дал. Я получаю помощь от своих духовных братьев, но мне нужна безграничная помощь. Прабхупада дал мне такие указания, что я просто не вижу способа выполнить их в одиночку. Даже помощи учеников мне недостаточно.

Прабхупада однажды сказал мне: «Я даю тебе царство Бога, Майапур. Теперь развивай его». Как я сам могу развить царство Бога? Все распространители книг отчисляют какой-то процент на строительство Майапура.

Еще Прабхупада сказал мне: «Я хочу, чтобы ты распространял 10000 больших книг и 100000 маленьких книг каждый месяц». Но я постоянно путешествую, я не могу сам этого сделать. И я надеюсь, что вдохновляя преданных распространять книги, я могу надеяться, что они помогают мне выполнять это указание Шрилы Прабхупады.

Прабхупада также сказал мне расширять проповедь прихожанам. Как я могу делать это сам?
А еще однажды он сказал мне: «Я хочу, чтобы ты сделал 50000 преданных». Как я могу сам это сделать? Чтобы привести столько преданных, мне тоже нужна помощь. В Майапуре у нас 16000 преданных в нама-хаттах, это уже что-то, но этого мало, нужно довести до 50000 тысяч. Еще 34000 не хватает.

И еще одно наставление Шрилы Прабхупады совершенно непостижимо для меня: «Я хочу, чтобы ты расширял проповедь безгранично». Это уже я точно никак не смогу сделать сам.
Поэтому я попрошайка — я прошу у всех преданных помощи. Я пытаюсь служить другим гуру и преданным, но у меня есть собственный эгоистический мотив — я хочу исполнить указания, которые я получил от Шрилы Прабхупады». (25.09.97, Пермь, лекция по Шримад Бхагаватам)

В настоящее время, Джаяпатака Свами является инициирующим духовным учителем ИСККОН и членом высшего управляющего органа этой организации. Также он возглавляет всемирную программу проповеди прихожанам.

Он –  один из духовных лидеров Международного общества сознания Кришны (ИСККОН). С 1976 года Шрила Джаяпатака Свами исполняет в ИСККОН обязанности члена Руководящего совета, а с 1977 года — инициирующего гуру. На посту члена Руководящего совета, Шрила Джаяпатака Свами курирует деятельность ИСККОН в Эквадоре, Перу, Боливии, Чили, части Индии, Шри-Ланке, Непале, Бангладеш, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и в странах Среднего Востока.

23 января 2004 года король Непала Гьянендра удостоил Шрилу Джаяпатака Свами государственной награды «за вклад в защиту и распространение индуизма по всему миру».

Е.С. Шрила Джаяпатака Свами также является членом правления издательства «Бхактиведанта Бук Траст», курирует в ИСККОН программу проповеди прихожанам и занимает пост вице-президента «Всемирной индуистской федерации»— общественной организации, которую он помог основать в 1981 году. В настоящее время под его руководством осуществляется грандиозный проект – Храм Ведического планетария в Майпуре, не имеющего аналогов в мире.

В апреле 2004 года в Индии, в Маяпуре, Его Святейшество Шрила Джаяпатака Свами  просит своего ученика Чайтанья Чандру Чарана даса, много лет проповедовавшего бхакти-йогу в странах СНГ, стать гуру для многих русскоязычных преданных Кришны.

About The Author