Е.С. Бхакти Бхринга Говинда Свами Махарадж

Его Святейшество Шрила Бхакти Бхринга Говинда Свами (Би Би Говинда Махарадж, Говинда Свами). Проповедник и музыкант, искусный повар и менеджер, активный член Джи-Би-Си, духовный наставник и учитель, – поговорка «Талантливый человек талантлив во всём» была будто бы написана про него. По какому пути Господь вёл своего дорогого слугу на протяжении его жизни?

12 января 1951 года в одной из семей Мемфиса, США, родился пятый ребёнок, получивший имя Шон О’Нил Хобгуд.

Нельзя сказать, что это была совсем обычная семья. Духовность и музыка проявились еще в самом начале жизни Шона, и, как два ангела-хранителя, навсегда остались в ней. Дедушка Шона был христианским миссионером, который провёл полжизни, проповедуя послание Господа в Африке. Многими годами позже Говинда Свами рассказывал в одном из интервью, что его дед был истинно духовным человеком, который заронил семена веры в его душе и послужил примером проявления настоящих духовных качеств. Когда сам Шон встал на путь Сознания Кришны, дедушка стал первым из родственников, кто его поддержал.

Отец Шона, Боб Хобгуд, был ведущим собственной программы на радиостанции, а также музыкальным менеджером. Именно он разглядел талант молодого, никому ещё не известного Элвиса Пресли и дал ему пропуск в мир музыки, став его первым продюсером. Двери их дома были всегда открыты для знаменитых тогда Роя Орбисона, Джонни Кэша, Джерри Ли Льюиса и Карла Перкинса, с каждым из которых Боб Хобгуд в своё время работал. Элвис также был завсегдатаем в их доме и к Шону относился как к младшему брату.

Закончив школу, Шон попытался найти применение своему артистизму и пошёл учиться в театральный институт, однако через год бросил учёбу и отправился путешествовать по Америке в поисках себя. Знаменательно, что его первое столкновение с Движением сознания Кришны также произошло через музыку: на Рождество его родители подарили Шону альбом Джорджа Хариссона All Things Must Pass, созданного под впечатлением от философии вайшнавизма (Сознания Кришны). Немногим позже, отправляясь на молодежный музыкальный фестиваль, он уже молился о том, чтобы встретиться с ребятами из «Харе Кришна».

Известно, что Господь исполняет все духовные желания, и в жизни Шона этот фестиваль стал поворотным моментом. Впервые попав на киртан (совместное воспевание Святых Имён), он почувствовал необыкновенный восторг. В сердце пришло понимание, что в этих словах заключена сама Высшая Истина. Уже через неделю, снова встретив преданных на улицах города Буффало в штате Нью-Йорк, он решил поселится в храме – да так и остался с этими людьми навсегда.

Уже спустя два дня пребывания в ашраме ему доверили пост коменданта, а через неделю Шона попросили приготовить воскресный пир, и так он нашёл в себе ещё один из своих многочисленных талантов. Спустя годы о его кулинарных талантах будут ходить легенды по всему Обществу сознания Кришны и за его пределами.

В июле, через три месяца пребывания и служения в храме, Шон впервые встретил своего Духовного Учителя – Шрилу Прабхупаду. Он вместе с другими вайшнавами поехал в аэропорт, где состоялась лекция. Многое из того, что говорил Прабхупада, он не смог понять из-за сильного акцента, но одна фраза, которую Шрила Прабхупада повторил несколько раз, ему запомнилась: «Поверьте, вы – не это тело. У меня есть этот опыт, поверьте мне». Осенью Шон получил духовное посвящение и новое имя – Айодхьяпати дас. После этого они обменялись несколькими письмами, одно из которых, от 22.09.1976, будучи опубликованным, вдохновляет уже не одно поколение вайшнавов:

«Дорогой Айодхьяпати дас, пожалуйста, прими мои благословения! Я получил твое письмо без даты, спасибо тебе за него. Твоя сиддханта правильна и соответствует шастрам. Поэтому продолжай читать книги, сохраняй правильное восприятие вещей, и Кришна поможет тебе. Сиддханта балия читте на кара аласа иха хайте кришна лаге шудридха манаса. Искренний ученик не должен пренебрегать обсуждением этих заключений под предлогом того, что они противоречивы, поскольку такие обсуждения укрепляют ум. Таким образом ум привязывается к Кришне. Ты должен всегда сохранять бдительность, стараясь понять заключения шастр, и они помогут тебе, а иначе мы можем оказаться сбитыми с пути ложными философами. Я очень рад, что ты изучаешь мои книги. Это принесет тебе счастье и удачу. Я надеюсь, что это письмо застанет тебя в добром здравии. Твой вечный доброжелатель А.Ч. Бхактиведанта Свами».

В 1972 году Айодхьяпати переехал в храм в Торонто, где служил в качестве повара, преданного санкиртаны (распространителя книг), пуджари (священнослужителя на алтаре). Там же он впервые оказал содействие в открытии вегетарианского ресторана Govinda’s. В этот период в его жизни произошло ещё одно приключение, ставшее переломным – первая поездка в Индию. Он посетил священные города Маяпур и Вриндаван, и в последнем навсегда оставил своё сердце. Через некоторое время Айодхьяпати переехал из Торонто во Вриндаван, где продолжил своё служение в качестве повара. Благодаря этому ему удалось провести последние дни Шрилы Прабхупады рядом с ним, быть свидетелем его ухода. После этих событий жизнь и сознание как всего Общества в целом, так и каждого отдельного его члена уже не могли оставаться прежними. Однако миссия продолжала стремительно расширяться, и в 1979 году Айодхьяпати уехал из Вриндавана для содействия в распространении Сознания Кришны в странах Европы.

Несколько лет он посвятил активной проповеди в Греции, Израиле, Англии, Бельгии, Франции, Италии, а также в Южной Африке и на Маврикии.
Он помогал открывать и поддерживать храмы ИСККОН и вегетарианские рестораны. Роль миссонера-первопроходца не была легкой: приходилось сталкиваться с непониманием, смертельными угрозами и гонениями.

В 1987 году Айодхьяпати принял ванапрастху (отречённый уклад жизни) и вернулся во Вриндаван. В том же году он был организатором лагеря ИСККОН на фестивале Кумбха-Мелы в Праяге, где осознал важность массовой раздачи прасада (предложенной Богу еды). Именно это послужило для него толчком, чтобы организовать программу Пища Жизни во Вриндаване, которая действует до сих пор и каждый день кормит всех желающих, а для некоторых является единственной возможностью получить полноценное питание.

В 1989 году Айодхьяпати стал одним из гидов для впервые приехавших во Вриндаван русских вайшнавов, считавшимися героями из-за гонений, которых им приходилось терпеть в СССР. С тех пор его жизнь будет тесно связана с русскоговорящими вайшнавами, которых он не раз называл и продолжает называть самыми замечательными, гостеприимными и щедрыми людьми из всех, кого он когда-либо встречал.

Летом 1992 года Айодхьяпати впервые побывал в странах бывшего СССР. Он принял участие в кришнаитском фестивале в Каунасе, в московской Ратха-ятре и в большом концерте Боя Джорджа и кришнаитской театрально-музыкальной группы Gauranga Bhajan Band в спорткомплексе «Олимпийский». Он также посетил Дальний Восток, где отпраздновал день явления Кришны — Кришна-джанмаштами.

В 1992 году Айодхьяпати дас был наделён полномочиями принимать учеников, а через год принял санньясу и получил своё нынешнее имя – Бхакти Бхринга Говинда Свами. Примерно тогда же, как член Джи-Би-Си стал курировать деятельность ИСККОН в различных странах СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан), но душой его деятельности стали организация и развитие в Казахстане сельскохозяйственной общины вайшнавов, «Шри Вриндаван Дхам», созданной по аналогии большого количества подобных общин ИСККОН по всему миру и, в частности, венгерской «Долины Кришны». Этот замечательный проект принес Говинде Махараджу серьезные испытания. Казахстанские власти проявили открытую враждебность по отношению к общине вайшнавов и не раз пытались отнять у них законно принадлежащую им землю. Пиком кризиса стала беспрецедентная попытка снести ферму с лица земли – половина домов была разрушена, люди остались без крова и надежды на какую-либо компенсацию. Больше пяти лет Говинда Свами потратил на то, чтобы восстановить справедливость, – он прошёл все мыслимые и немыслимые инстанции, начиная с президента Казахстана и заканчивая ОБСЕ. Какое-то время Махарадж был внесён в чёрный список с запретом въезда в Казахстан. Но после долгих лет напряженных усилий отношение властей к вайшнавам стало меняться к лучшему, и сейчас Казахстанское общество сознания Кришны является наиболее динамично развивающимся в Средней Азии.

В 1998 году Говинда Свами был избран членом Руководящего совета ИСККОН.

В 1999 году кришнаиты Казахстана приобрели в Карасайском районе Алматинской области участок земли площадью 48 гектаров и основали общину Шри Вриндаван Дхам. По данным российских СМИ, в мае 2001 года Говинда Свами в сопровождении четверых ведущих кришнаитов алматинской общины кришнаитов побывал с недельным визитом в Венгрии с целью перенятия у венгерских единоверцев опыта сельскохозяйственного производства. В Венгрии в районе озера Балатон последователи ИСККОН под руководством Шиварамы Свами создали крупную ферму, по образцу которой Говинда Свами и алматинские кришнаиты за два года до того основали аналогичную общину в Казахстане. По возвращении на родину делегация алматинских кришнаитов внедрила воспринятый ими опыт в развитие своей общины.

В последующие несколько лет кришнаиты возвели храм и посёлок из нескольких десятков домов. Община росла, всё больше и больше последователей Кришны селились вокруг фермы. Они занимались сельским хозяйством и разводили коров. По воскресеньям верующие собирались для отдыха и духовного общения. В 2002 годы органы юстиции Казахстана официально зарегистрировали ИСККОН на территории фермы. Таким образом, кришнаиты занимались своей деятельностью в соответствии с законами Казахстана.

В 2003 году Говинда Свами оказался в числе представителей ИСККОН, принявших участие в первом съезде мировых и традиционных религий, организованного президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. В ходе съезда Говинда Свами лично встретился с Назарбаевым.

В январе 2016 года ББ Говинде Свами исполнилось 65 лет. До сих пор активно участвует в проповеднической деятельности, путешествуя по миру с командой профессиональных музыкантов и проводя большие программы киртана, покорившие и трансформировавшие множество людских сердец. Среди этих программ – такие как «Магия звука» и «Пробуждение души», которые проводились во многих странах: ОАЭ, Казахстане, России, Украине, Южной Африке, Гонконге и др. Тысячи самых разных людей всех возрастов, национальностей и профессий посетили эти программы и в один голос говорили об уникальном духовном опыте, который они получили, благодаря которому у них появились надежда и стимул дальнейшего движения в жизни.

Говинда Махарадж не раз говорил о том, насколько важно проповедовать духовное знание в Москве, одном из главных мировых центров, где люди иногда забывают, куда и зачем они несутся в бешеном ритме жизни. Вскоре после юбилея Махараджа в Москве прошла 3-я Московская Киртана Мела, которая представляет собой трёхдневный фестиваль воспевания Святых Имён. Помимо главных почётных гостей, она объединила множество российских и зарубежных киртаний. И это далеко не последний подобный фестиваль – Говинда Махарадж всегда отмечает особенный дух русских преданных, их искренность и неподдельную любовь к воспеванию. Каждый год Махарадж проводит фестивали киртана и в других российских городах: С.Петербурге, Казани, Самаре, Саратове, Омске.

 

Е.С. Шрила Джаяпатака Свами Махарадж,

Е.М. Чайтанья Чандра Чаран Прабху

Е. С. Индрадьюмна Свами

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

Е.С. Шрила Ниранджана Свами

About The Author