Детство — Бхакти Вигьяна Госвами (до монашеское имя — Вайдьянатх(а) Дас(а), имя при рождении — Вадим Михайлович Тунеев) — удивительный Махарадж, который проливает на нас свет духовного знания и освобождает из тьмы невежества и от груза наших греховных поступков одним своим присутствием. Эту необыкновенную личность заслуженно в ИСККОН считают другом и доброжелателем всех живых существ. Потому что именно так он относится ко всем преданным, независимо от их личного отношения к нему. Более того, среди авторитетных вайшнавов бытует мнение, что он – никто иной, как один из спутников Господа Чайтаньи, который пришел в этот век для того, чтобы вернуть всех джив в их изначальное положение, взрастив в их сердцах чистое бхакти.
Вадим Тунеев родился 30 августа 1956 года в Ташкенте. Мать Вадима — учёный-филолог, кандидат наук; отец — выпускник финансового института, последние годы работал заведующим кафедры кибернетики в Ленинградском сельскохозяй-ственном институте (ныне — Санкт-Петербургский государ-ственный аграрный университет), дед Вадима также был профессором и заведующим кафедрой. Когда родился Вадим, у его родителей ещё не было своей квартиры, и ребёнка взяли к себе на попечение дедушка с бабушкой. С ними он оставался жить в Ташкенте до 17-ти лет. Дед Вадима был наиболее близким ему членом семьи.
В конце 1960-х годов родители Вадима вместе с его сестрой переехали в Ленинград.
С детства Вадим увлекался химией, часто проводил смелые химические опыты. По воспоминаниям его сестры Ольги, как-то он пригласил в гости девочку, с которой учился в одном классе, и чтобы удивить её, стал показывать ей химический фокус. Сделав в консервной банке реактив, Вадим поджёг его, но не успел вовремя убрать руку и получил ожог второй степени.
Сестра Ольга вспоминает: «С самого раннего детства бабушка с дедушкой смотрели на него как на надежду и опору нашего рода. В школе он был очень старательным и прилежным мальчиком, учился на одни пятерки. Был очень интересным товарищем по играм, заводилой, — всякий раз придумывал что-нибудь новое. И главное, чем бы он ни занимался, во всем добивался успеха. Не то, чтобы он был для меня идеалом, я слишком самостоятельна, чтобы иметь какие-то идеалы, но в душе я всегда им восхищалась.
Сама я была более хулиганская, чем он и не понимала, как можно вести себя так примерно. Как то я спросила его: «Скажи мне, ты ведь был другим человеком, с другими привычками, другими мыслями. Как могло произойти, что ты так изменился?». И он ответил: «Когда человек идет духовным путем, когда он настойчиво занимается духовной жизнью, он меняется. Не так быстро как хотелось бы, но меняется. В кармической жизни люди не меняются, по-настоящему изменить человека может только сознание Кришны».
Он рос избалованным ребенком, потакал своим слабостям, но сейчас он совсем другой. И это еще раз подтверждает его серьезность. Людей часто останавливает страх перед будущим, неуверенность, — у него этого нет. Мой брат очень серьезный человек. Он никогда не был фанатиком, и я верю в него. Все, что он делает, он делает искренне. Мне всегда нравилось это его качество, и я всегда уважала его за это».
«Я думаю, если бы в сознании Кришны все были такие как мой брат, это могло бы переделать мир». (сестра Ольга)
«Брат всегда был серьезным, искренним и целеустремленным человеком. Когда он понял, что в принесенной нам Шрилой Прабхупадой философии и культуре заключена высшая истина, то речи о том, чтобы изменить выбранному пути уже не было. Хотя у него были очень сложные периоды жизни, и материальные, и моральные. Он мне говорил, что, взяв на себя ответственность за российский ИСККОН, он не представлял себе, что это настолько будет тяжело. И процитировал стихи Пастернака, смысл которых в том, что если бы знал, то не начинал. Но я думаю, что он, если бы даже знал обо всех ожидающих его трудностях, все равно начал бы то, что делает сейчас».
Университет — В 1973 году Вадим закончил школу с золотой медалью и поступил на химический факультет МГУ им. Ломоносова.
Важным событием на духовном пути Вадима, ещё до того, как он впервые встретил кришнаитов, стало знакомство с одним баптистом-сокурсником в 1975 году. «Его приверженность к религии обнаружили лишь к концу 3-го курса, и за этим последовал страшный скандал: невозможно, чтобы в МГУ кто-то был верующим! Это был 1974-й или 1975-й год, самый разгар развитого социализма. На этого парня и до скандала косились, он единственный не вступил в комсомол. Но это ещё куда ни шло, мало ли странностей. Но когда он сдавал экзамен по научному атеизму, ему попался вопрос «Социальные корни религии», на который он ответил: «Бог есть, Он и есть корень религии».
Хотя сам Вадим в то время не был верующим, его заинтересовало то, что у студента-баптиста были «какие-то принципы и какая-то идея». Несмотря на то, что бо́льшая часть людей боялась приближаться к парню-баптисту, Вадим, пытаясь понять его, и общался с ним.
Кришнаиты — В 1978 году Вадим познакомился с кришнаитом по имени Джапа Даса, который жил вместе с ним в одном общежитии. Джапа впервые встретился с кришнаитами в 1977 году на книжной ярмарке в Москве, на которую приезжал Гопал Кришна Госвами — ученик основателя Международного общества сознания Кришны Бхактиведанты Свами Прабхупады. Однажды Джапа, не зная, что Вадим находился в комнате, начал петь мантру «Харе Кришна» во время принятия душа. Вскоре Вадим заметил, что Джапа перестал ходить в столовую, начал приносить в комнату овощи и по прошествии какого-то времени признался Вадиму в том, что стал вегетарианцем. Вадим очень скоро последовал его примеру.
В 1979 году Джапа дал почитать Вадиму «Бхагавад-гиту» на русском языке. Перевод был сделан Теософским обществом Безант с дореволюционного издания на французском языке. Книга произвела на Вадима большое впечатление.
По прошествии какого-то времени Джапа пригласил Вадима на программу, устроенную кришнаитами в читальном зале общежития Московского инженерно-физического института. На программе присутствовало 50-60 студентов. Вел её Сергей Митрофанов (Сурья Даса), в то время заведовавший группой в лаборатории «философа-вольнодумца» академика А. Г. Спиркина. На общественных началах, Спиркин организовал свою научную лабораторию, в которой изучались паранормальные эзотерические явления. Сергей Митрофанов говорил о каких-то биополях, об их окраске, об энергетике, о том, как можно видеть ауру. И он утверждал, что не просто её видел, но мог по ней поставить диагноз, сказать, где что болит, скорректировать отклонения. С ним была симпатичная, молодая, пышущая здоровьем девушка, которую, как я потом узнал, звали Атри. Она тоже была экстрасенсом, могла снимать боль.
На первой программе кришнаитов, которую посетил Вадим, «в качестве доказательства своей философии» Сергей Митрофанов и Атри предложили выйти человеку, у которого что-то болело. Вышел один студент с сильной зубной болью. Атри провела над ним несколько раз рукой и студент объявил о том, что у него всё прошло. Вывод состоял в том, что нужно повторять мантру «Харе Кришна» — и всё пройдет, можно будет увидеть ауру, вылечить болезнь. Затем с лекцией выступил Ананта Тиртха Госвами, ранее известный как Ананта Шанти Дас. Он был первым и единственным учеником Бхактиведанты Свами Прабхупады в СССР, который незадолго до этого принял санньясу и пользовался большим уважением в кругах первых кришнаитов. В тот же день Джапа объяснил Вадиму, как практиковать джапа-медитацию (повторение мантры «Харе Кришна» на чётках).
Потом Джапа познакомил Вадима с московскими кришнаитами, которые, из-за своей странности и необычности, произвели на Вадима «самое ужасное впечатление». Одним из немногих «нормальных» кришнаитов, по мнению Вадима, был Радха Дамодара Даса, который показался ему «солидным человеком, внушающим доверие».
Большей частью Вадим общался с кришнаитом по имени Ашутоша, посещая богослужения у него на квартире, находившейся на другом конце Москвы. По воспоминаниям Бхакти Вигьяны Госвами, «на эту квартиру периодически приходили разные странные люди, они все были без носков. Настоящего кришнаита можно было определить по тому, что он у двери снимал не только туфли, но ещё и носки. Первая черта, по которой я научился отличать кришнаитов от нормальных людей: они все должны быть босыми». Все программы на квартире Ашутоши включали в себя киртан, прасад и лекцию, но часто завершались тем, что Ашутоша рассказывал присутствовавшим свою родословную, о том, что он из рода декабристов и что его предки были дворяне. Вадим «никак не мог понять, какое отношение имеет одно к другому».
Перевод книг — В то время не существовало книг Бхактиведанты Свами Прабхупады на русском языке и вся информация шла через Ананта Шанти. Вскоре кришнаиты занялись первым переводом «Бхагавад-гиты как она есть» на русский язык. Организатором выступила Премавати Деви Даси, которая распределила все главы разным людям. Так как тогда было очень мало кришнаитов, которые знали английский, разные главы переводились с разных языков. Ашутоша знал французский и занялся переводом шестой главы «Дхьяна-йога» с французской «Бхагавад-гиты». Как результат, все его лекции в этот период были связаны с медитационной йогой. Те, кто знал английский — переводили какую-то главу с английского издания, Малини Деви Даси знала немецкий и переводила главу с немецкого. С английского на русский также переводил приехавший из Литвы Санака Кумар Даса.
В 1983 году Вадим получил духовное посвящение и духовное имя «Вайдьянатха Даса» от Харикеши Свами — ученика Бхактиведанты Свами Прабхупады, руководившего деятельностью ИСККОН в СССР.
Работа в Швеции — В то время в Швеции из русских были только двое кришнаитов: Ведавьяса Даса и Сатья Деви Даси. Когда он приехал в Швецию, первый год там оказался одним из самых тяжёлых периодов в жизни Бхакти Вигьяны Госвами. Ему было трудно привыкнуть к чужому менталитету и новому образу жизни.
В Швеции он возглавлял линию переводов на русский в издательстве «Бхактиведанта Бук Траст» (ББТ) и переводов книг на другие языки бывшего Советского Союза. Он играл там заметную роль и под его началом работало много людей. Границы в то время уже были открыты, люди стали ездить свободно. В 1991 году, когда появился храм ИСККОН в Москве на станции метро «Беговая», Вайдьянатха посетил Москву. Киртираджа Даса, который в то время был во главе управления ИСККОН в России, посоветовал Вайдьянатхе вернуться на родину и возглавить московский храм. Однако, духовный учитель Вайдьянатхи, Харикеша Свами, посоветовал ему остаться в Швеции и продолжать работу над редактированием и переводом книг.
В 1995 году Вайдьянатха Даса вернулся в Россию и возглавил «Центр обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР)». Вскоре, благодаря своим лекциям и семинарам, он стал одним из самых известных кришнаитских проповедников в России и странах бывшего СССР. В 1996 году Вайдьянатха стал первым в истории членом Руководящего совета ИСККОН, который не был учеником Бхактиведанты Свами Прабхупады. В качестве проповедника и ведущего вайшнавского радио «Кришналока», «внимательно изучающий древние священные тексты учёный» смог вдохновить на принятие практики бхакти-йоги многих людей, которые в силу материалистического воспитания видели в религии пустую сентиментальность, несовместимую с научным мировоззрением.
«Из Швеции Махарадж писал преданным очень вдохновляющие письма, и уже в этих письмах чувствовался его несомненный литературный дар, – вспоминает Кришнананда дас, — Госвами Махарадж показал мне, что такое ватсалья-раса. Он был мне в точности как отец. Я не раз убеждался в сверхъестественных способностях Госвами Махараджа. Обычный человек не может делать столько, сколько делает он. Тогда он одновременно редактировал русский перевод Бхагаватам, переводил «Нектар преданности», заботился о преданных, прибывавших из всех стран Восточной Европы (не только о советских), лично их устраивал, следил, чтобы у них было все необходимое. Но самое главное — это то, что при этом он еще был секретарем Киртираджа Прабху!
Е.С.Радханатха Свами — «В Москве Госвами Махарадж оказался практически единственным общим авторитетом, что позволило ему успешно начать свою спасительную миссию в отношении российского движения сознания Кришны, потому что очень важно, чтобы авторитет для вас был рядом».
После того как духовный учитель Вайдьянатхи, Харикеша Свами, ушёл из ИСККОН в 1998 году, Вайдьянатха Даса принял другого духовного учителя — Радханатха Свами. 4 августа 2001 года, первым среди российских вайшнавов ИСККОН, Вайдьянатха получил монашеский статус санньяси (отречение от мира, являющееся высшей ступенью духовной жизни в индуизме) и при этом принял новое духовное имя «Бхакти Вигьяна Госвами». В 2005 году Бхакти Вигьяна Госвами получил право принимать учеников и стал первым из россиян «инициирующим гуру» ИСККОН.
С 1997 года он исполняет обязанности члена Руководящего совета ИСККОН, а с 2005 года является одним из инициирующих гуру ИСККОН. Бхакти Вигьяна Госвами также входит в актив Общества культурного и делового сотрудничества с Индией.
1 июля 2010 года Совет по общественным наградам Российской Федерации наградил Бхакти Вигьяну Госвами медалью «За профессионализм и деловую репутацию» 3-й степени «за заслуги в деле укрепления российско-индийских дружественных связей, за вклад в популяризацию духовно-культурного литературного наследия Индии».
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами безраздельно предан Господу Кришне. Воля Кришны — это его воля, а вся его жизнь — это проповедь миссии Господа Чайтаньи и служение не только вайшнавам, но и всем живым существам. Кроме этого, в век кали неимоверно сложно быть санньяси, бремя ответственности и испытаний практически неподъемное, и, тем не менее, Гуру Махарадж взвалил на себя эту ношу и терпеливо с безупречным смирением и лучезарной улыбкой ведет преданных по этому пути, делает из обычных людей вайшнавов, и очищая их сердца, заставляет звучать в них Святое имя Господа Кришны.
Бхакти Вигьяна Госвами — первый и единственный санньяси в русскоговорящем ИСККОН. Махарадж посвятил себя переводу и редакции книг Шрилы Прабхупады. Все его книги, которые мы сейчас имеем счастье читать на русском языке, были переведены или отредактированы Гуру Махараджем.
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж является тем корнем, из которого произрастает древо русскоговорящего ИСККОН, и тем, какая у нас сейчас крепкая духовная семья – после Кришны и Шрилы Прабхупады, мы обязаны прежде всего ему. В то время, когда ИСККОН в России только зарождался, преданные были не обучены, они не знали, как правильно поклоняться Кришне, как вести себя друг с другом и по отношению к социуму, как практиковать преданное служение. Они были вызывающими, создавали много конфликтов, начиная со своих семей, и неосознанно наносили много оскорблений.
Именно Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж стал инициатором проведения обучения для вайшнавов, под его руководством и при его непосредственном участии было организовано обучение бхакти-шастрам, появились наставнические программы.
Кришнананда Дас о Госвами Махарадже — Госвами Махарадж сыграл роль объединителя всех и вся. И только с того времени я, наконец, смог по достоинству оценить его лекции, которые иначе как гениальными я назвать не могу. Не говоря уже о том, что он был лучшим переводчиком для всех приезжающих гуру (кстати, я считаю, что в записях Шрилы Прабхупады, какие у нас имеют хождение, слушать можно лишь те, где переводит Госвами Махарадж).
Госвами Махарадж как-то всё переборол — в основном, ценой ещё большей своей занятости. Дел у него стало ещё больше, потому что к нему стало обращаться ещё больше людей. Он был реальным главой нашего движения и официальным президентом Центра обществ сознания Кришны в России.
Он поменял всё направление развития тем, что сделал акцент на вайшнавское образование. Это было очень важно. Кризис 1998 г. показал, что преданные — хоть у нас и полны энтузиазма, — но, к сожалению, не знают философии, в первую очередь, — гуру-таттву. Вайшнавская философия не так проста, чтобы достаточно было бы чего-то нахвататься, с грехом пополам (буквально) соблюдать 4 принципа, так или иначе повторять 16 кругов мантры «Харе Кришна» и что-нибудь людям говорить о Кришне. Шрила Прабхупада предупреждал, что надо обязательно изучать философию, ввел специально ученые степени: бхакти-шастри, бхакти-вайбхава и т.д. Говорил, что вторую инициацию можно давать только после сдачи экзаменов бхакти-шастр. И Госвами Махарадж повернул в этом направлении наше движение, несмотря на протесты многих.
Первый в Джи-Би-Си — И надо обязательно отметить выдающуюся роль Госвами Махараджа в Международном обществе сознания Кришны. Он стал первым Джи-би-си, который не является учеником Шрилы Прабхупады. Для него было сделано исключение. Просто его уровень ощутим для опытных преданных и, поэтому они приняли его, хоть он и не был инициирован Шрилой Прабхупадой. Разумеется, еще одним знаком признания было то, что ему первому из советских преданных дали саньясу. Более того, он остается единственным санньяси российского ИСККОН.
И Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж — очень серьезный санньяси. Он готов ко всем аскезам, которые предполагает его статус. Я обратил внимание, что, когда у него усилились проблемы с пищеварением, он ночей не спал, но все равно приходил на мангала-арати и на даршан Божеств. Когда я спросил, не лучше ли отдохнуть, он ответил: «Если я не буду приходить, то многие тоже перестанут. Он буквально распинается за нас — за грехи наши. Лекции он тоже читал независимо от своего физического состояния. Я не представляю себе как можно читать лекции в его импровизационной манере при плохом самочувствии. Для меня, например, это исключено; я еще могу прочитать что-то с листа. Но как можно читать такие большие и гениальные лекции, когда болит — это фантастика.
«Я просто вижу во всем этом особую милость Господа Чайтаньи к России. Когда-то нам говорили: по всему видно, что для России у Господа Чайтаньи особый план. Для меня это очевидно, потому что с нами — Госвами Махарадж».
Бхакти Вигьяна Госвами увлекается поэзией, музыкой, философией, историей. В совершенстве владеет английским, серьёзно изучает санскрит, бенгали, хинди а также является поклонником хатха-йоги.
В 2001 году издательством «Философская книга» был опубликован сделанный им стихотворный перевод с бенгальского языка книги Бхактивиноды Тхакура «Шаранагати». Помимо очень квалифицированных переводов и комментариев к шастрам, вышло в свет две его книги : «Кришна входит в Матхуру» и «Стрела милости». Также к юбилею Махараджа его ученики издали прекрасную книгу «Наш Госвами Махарадж», включающую и его подборку лекций, и рассказ о нем его друзей по сознанию Кришны и его учеников, и страницы из его дневника.
Больше историй
Его Святейшество Шрила Гопал Кришна Госвами Махарадж покинул тело 05 мая 2024 года.
Е.С. Бхакти Бхринга Говинда Свами Махарадж
Е.С. Шрила Джаяпатака Свами Махарадж