Проповеднические программы ИСККОН

Книги Шрилы Прабхупады

Распространение книг Шрилы Прабхупады.

Распространение книг Шрилы Прабхупады является одним из наиболее могущественных способов широкого распространения духовного знания и Святого Имени. В настоящее время люди получают эти книги даже в самых труднодоступных уголках земли. В истории ИСККОН очень часто происходили такие случаи, когда многие люди, даже ни разу не встретившись с преданными непосредственно, начинают повторять Святое Имя и следовать наставлениям Шрилы Прабхупады, благодаря тому, что обрели вдохновение на это, читая его книги. Многие миллионы людей читают книги Шрилы Прабхупады. Вследствие этой программы возникает необходимость занимать всех читающих эти книги в соответствии с их возможностями и способностями. Среди тех, кто распространяет книги Шрилы Прабхупады, есть преданные, занимающиеся этим постоянно, как своим основным служением. Как правило, это брахмачари, живущие в храме. Есть преданные, распространяющие книги периодически, в свободное время, когда они не заняты исполнением своих основных обязанностей. Книги могут распространять все преданные, независимо от ашрама, в котором они находятся. Храмы ИСККОН предоставляют такую возможность каждому. Это может быть как распространение книг на выезде, когда преданные едут на несколько дней или недель на место распространения и полностью посвящают себя этому служению, так и распространение в течение небольшого времени (например, 1 -2 ч. в день) рядом с домом или местом работы). Благодаря широкому распространению книг, ведическое знание проникает в широкие слои населения. Об этом говорит тот факт, что уже много людей: писатели, психологи, ученые и т.д. пользуются в своей деятельности знанием о законах кармы, реинкарнации и т.д.
Многие люди, получившие книги Шрилы Прабхупады, благодаря их чтению, начинают интересоваться религией или, например, становятся вегетарианцами.
В некоторых ВУЗах мира книги Шрилы Прабхупады становятся учебными пособиями по религиоведению и другим дисциплинам.
Постепенно эти книги начинают занимать в жизни современных людей очень важное место. В последствии они станут сводом законов для всего человечества в течение ближайших 10 тысяч лет, как об этом говорил сам Шрила Прабхупада.

 

Гости на воскресных программах

Проповедь гостям

Обычно процесс знакомства людей с сознанием Кришны происходит следующим образом: когда люди встречаются с преданными, читают книги Шрилы Прабхупады и т.д., то у многих из них появляется желание посетить храмы ИСККОН, чтобы подробнее узнать о движении сознания Кришны. Их заинтересованность в получении духовных знаний или просто информации можно удовлетворить, показывая им фильмы о сознании Кришны, проводя образовательные программы, организовывая для них специальные встречи в клубах, отвечая на вопросы и т.д. В дальнейшем, если этим людям уделяются должное внимание и забота со стороны преданных, то, чаще всего, многие из них начинают проявлять более активный интерес к практике сознания Кришны. Часто многие из гостей начинают оказывать посильную поддержку движению, как разовую, так и регулярную. Таких людей обычно называют «друзьями Кришны». А некоторые из них становятся постоянными прихожанами храма и начинают заниматься активным служением и проповедью. Зачастую происходит «цепная реакция гостей»: один гость, посетив храм и получив благоприятное впечатление о сознании Кришны, в следующий раз может привести своих друзей, а те, в свою очередь, могут поделиться впечатлениями со своими друзьями и т.д. Обычно встречу гостей организовывает как преданные, живущие в храме, так и домохозяева.

 

Проведение нама-хатт

Работа с прихожанами в программе «Нама-хатта» по системе «Бхакти-врикша»

Для развития программы заботы о людях, приходящих в движение, в ИСККОН было создано Министерство проповеди прихожанам, которое возглавляет ЕС Шрила Джаяпатака Свами. Среди различных направлений его деятельности это: «Вторая волна» (сбор информации об интересующихся сознанием Кришны людях и забота о них), «Нама-хатта» (система групп духовного общения), а также создание и развитие вайшнавских общин. В последнее время в ИСККОН широкое распространение получила программа «Нама-хатта». Одним из видов организации «Нама-хатт» является система «Бхакти-врикша» (или в переводе на русский язык «ветви бхакти»). Когда человек начинает более серьезно интересоваться возможностями практики сознания Кришны, он может присоединиться к группе духовного общения или нама-хатте, выбрав ее либо по месту жительства, либо в зависимости от установленных доверительных отношений с лидером какой-либо из групп. Эта программа может существовать независимо от наличия в городе храма.
Встречи преданных нама-хатты обычно проводятся еженедельно в доме кого-то из ее членов. Каждая нама-хатта подразумевает наличие лидера, который принимает на себя ответственность за организацию встреч и заботу о членах группы. Обычно еженедельная встреча нама-хатты состоит из нескольких частей: знакомство с новичками; пение киртана (во время которого проводится поклонение домашнему алтарю), совместное повторение джапы, обсуждение философии сознания Кришны (или лекция с ответами на вопросы); обсуждение проповеднической деятельности и практического служения членов группы, а также новостей и планов, связанных с программой «Нама-хатта»; прасад (обычно его готовит хозяин квартиры, где проводится нама-хатта, или его приносят с собой члены группы). Во время обсуждения (или лекции) рассматриваются вопросы вайшнавского этикета, философии. Непринужденная обстановка и доверительные, личностные отношения между членами группы помогают преданным закрепиться на духовном пути, создают ощущение защищенности со стороны общества преданных и дают возможность каждому члену группы проявить свои качества и способности, быть занятым в проповеднической миссии и помогать другим в духовной жизни.
Характерной особенностью системы «Бхакти-врикша» является постоянный рост количества членов групп и последующее её деление пополам. Это позволяет охватывать заботой все больше и больше преданных и создает возможности для вовлечение их в проповедническую миссию движения сознания Кришны. («Ветви бхакти» Руководство по проведению программы; ЧЧ Мадхья 3.190)

Харинамы

Среди основных видов проповеди особое место занимает харинама — совместное воспевание преданными Харе Кришна-мантры в общественных местах с целью дать людям возможность услышать Святое Имя, а также присоединиться к пению и танцам. Харинама является методом проповеди, с помощью которого Господь Чайтанья начал движение санкиртаны. Группа преданных может ежедневно или раз в неделю выходить на харинамы, проповедуя тем, кто заинтересовался сознанием Кришны, и распространяя им книги. Вместе с харинамой эти люди могут прийти в храм или на нама-хатту. Чтобы начать эту программу, достаточно уметь вести киртан и играть хотя бы на караталах (желательно еще и на мриданге).

 

Фестиваль Святого Имени

Фестивали

Также существует и программа проведения праздников. Это либо однодневные праздники в храме, на нама-хатте или в специально арендуемом помещении, либо фестивали или слеты на базах отдыха, в лагерях, которые арендуются преданными на несколько дней. Во время их проведения могут проходить образовательные семинары, работать различные выставки, кафе. Обычно программа фестиваля включает в себя киртаны, лекции и семинары по философии, вайшнавскому этикету, регулярное поклонение Божествам, а также раздача прасада. Все это позволяет погрузиться в атмосферу сознания Кришны, как уже практикующим сознание Кришны, так и новичкам, которые получают, таким образом, сильный вкус практики сознания Кришны, который остается с ними даже, если они и не присоединяются к движению сразу. Преданные, участвующие в фестивале, получают возможность разнообразить свою духовную жизнь и увеличить вкус к воспеванию Святого Имени. Проведение праздничных программ требует усилий многих преданных. Это дает им возможность сдружиться и почувствовать (или развить в себе) вкус к сотрудничеству в семье преданных, участвующих в миссии Шрилы Прабхупады. Это прекрасная возможность послужить вайшнавам и удовлетворить их.

 

Распространение прасада на улицах

Распространение прасада (Food for life)

В настоящее время эта программа приняла две формы: это либо бесплатная раздача прасада в горячих точках планеты, а также малообеспеченным слоям населения в городах и сельской местности, либо продажа прасада в виде специально приготовленных кулинарных изделий, штучных сладостей — тортов и т.д. и распространение их через торговую сеть.
Для организации программы бесплатной раздачи прасада требуются определенные ресурсы: пожертвования, квалифицированные повара, кухонное оборудование и т.п. В то время как продажей прасада можно заниматься даже в одиночку. Обычно это делают грихастхи. Они могут создавать конди-терские цеха, кафе, рестораны, где также можно распространять книги и проповедовать посетителям. Координатором этой программы по всему миру, в настоящее время, является Приявратта дас.

 

Падаятра

Обычно это группа преданных, путешествующих с Божествами на повозке, запряженной быками, или на машине. Они путешествуют из города в город, устраивают фестивали, проводят харинамы, устанавливают там выставочные павильоны, распространяют книги, прасад. Координатором этой программы по всему миру, в настоящее время, является Локанатх Свами, он проводит ежегодные падаятры по всей Индии. Падаятры проходят также на Западе и в России. Благодаря им, люди ближе знакомятся с культурой сознания Кришны. Эта программа может проводиться независимо от существования храма.

 

Ведическая академия

Образование преданных

Существует 2 основных типа образования: начальное и высшее. Начальное образование предназначено для новых преданных («Основы философии и духовной практики сознания Кришны»). Новички получают основные знания по философии, культуре и практике сознания Кришны. Проводить такие занятия может опытный преданный («лидер бхакт») либо на территории храма (что лучше), либо в условиях нама-хатты или временно существующего ашрама. В храме или ашраме, помимо теоретических занятий, обучающиеся должны обязательно принимать участие во всех духовных программах и заниматься практическим служением в течение дня.
Кроме того, существует высшее вайшнавское образование «Бхакти-шастры» и вскоре будет проводиться курс «Бхакти-вайбхава». Глубокое изучение книг Шрилы Прабхупады позволяет преданным утвердиться на духовном пути и в миссии. Преподавателями этих курсов являются опытные преданные, хорошо знающие изучаемые книги и имеющие соответствующие дипломы — «Бхакти-шастри» или «Бхакти-вайбхава». Обучение на курсе «Бхакти-шастри» может проводиться в очной (в течение 2,5 — 4 месяцев, 6 дней в неделю по 4-5 часов), вечерней (до 12 месяцев, 2-3 раза в неделю по 2-3 часа), а также заочной (до 2-х лет, по индивидуальному графику) формах.

 

Поклонение Божествам в храмах ИСККОН

Поклонение Божествам

Поклонение Божествам, в действительности, может быть очень эффективной формой проповеди. Пышное и зрелищное поклонение Божествам очень привлекательно для посетителей храма. Кроме того, как это задумывал Шрила Прабхупада, Божества становятся центром всей общины преданных: и жителей храма и домохозяев — и вдохновляют преданных на распространение сознания Кришны. Во многих храмах преданные зачитывают перед Божествами результаты проповеднической деятельности и т.д. Кроме того, это проповедь для пуджари — занимать всех, как преданных живущих в храме, так и прихожан -служением Божествам.

 

Ведическая кулинария — рецепты на каждый день

Обучение ведической кулинарии

Сознание Кришны часто называют «кухонной религией». Шрила Прабхупада говорил, что в Кали-югу людей можно покорить через желудок. Книга Ямуны д.д. по ведической кулинарии в свое время была бестселлером в течение нескольких лет. Эта программа может также проходить в форме телевизионной передачи или курсов, проводимых в клубах в колледжах и университетах и т.д.

Проповедь в колледжах, институтах, школах

В настоящее время эта программа действует в нескольких направлениях.
Во-первых, это забота о тех студентах, которые уже привлеклись сознанием Кришны. Становясь твердыми, серьезными преданными, они проповедуют своим друзьям-студентам, преподавателям и помогают создавать студенческие нама-хатты.
Во-вторых, это проведение в ВУЗах курсов прикладного ведического знания таких как аюрведа, кулинария, астрология, психология и т.д. Например, один из
могущественных проповедников ИСККОН, Хридаянанда дас Госвами добился того, что в одном из Университетов США студенты изучают «Бхагавад-гиту» Шрилы Прабхупады. Также преподаватели ВУЗов, становясь преданными, могут успешно проводить курсы по различным отраслям ведического знания со своими студентами. Есть и такой опыт, когда преданные завязывают дружеские отношения с теологических факультетов, факультетов религиоведения и философии, и сами профессора приглашают преданных проводить занятия со студентами по отдельным темам и курсам. («Ветви бхакти», стр.241-243; Письмо Сатсварупе и Хридаянанде 9.01.73)

 

Проповедь ученым

В настоящее время это направление проповеди организовано Международным Институтом Бхакти-веданты. В рамках этого Института ведется работа в двух основных направлениях. С одной стороны, группа, возглавляемая Бхакти Сварупа Дамодарой Свами, работает над поиском точек соприкосновения с учеными, проводит конференции, и исследования в направлении введения парадигмы сознания Кришны в уже существующие научные теории и концепции. Можно назвать это подходом от современных научных концепций к науке в рамках сознания Кришны, в соответствии с призывом Шрильг Прабхупады «если вы ученый, то докажите научно, что Бог есть». С другой стороны, группа, возглавляемая Садапутой Прабху, работает над формулированием Ведических концепций на современном научном языке и постановкой экспериментов, опровергающих те или иные современные научные стереотипы. Им издано ряд интересных книг в области ведической астрономии, археологии, теории эволюции и уфологии (летающие «тарелки»). Наряду с этим, ряд преданных, таких как Шрила Хридаянанда дас Госвами, Сатьярадж Прабху и другие, работает в более классических областях теологии и индологии. В Москве проповедь ученым много лет продолжают Вишвамитра д. и другие преданные.

 

Театральные постановки

Очень доходчиво и зрелищно можно донести нашу философию и культуру до разных категорий людей в форме театральных постановок. Даже дети таким образом очень легко принимают ведические концепции души, Бога, кармы. Это может быть драма, пантомима, кукольный театр.

 

Стас Намин — Харе Кришна

Харе Кришна рок

Использование популярных в молодежной среде музыкальных направлений (рок, рэп, фолк, техно, этническая музыка и др.) Это либо отдельные рок-концерты и дискотеки Харе Кришна, либо участие Харе Кришна рок-групп и исполнителей в общих концертах. Во время концертов зрители поют маха-мантру и даже, если они серьезно не заинтересуются духовной практикой, тем не менее, в дальнейшем они могут вспомнить и периодически петь Святое Имя в повседневной жизни. Так они обретают неосознанное благочестие (агьята-сукрити).

 

Сельскохозяйственное поселение — Шри Вриндаван дхам

Сельскохозяйственные общины

Существование сельскохозяйственных общин с их естественной проповедью простой жизни и возвышенного мышления привлекает многих людей. Например, в Венгрии посетить ферму «Долина Кришны» приезжают сотни туристов. Она также привлекает местных жителей и преданных со всей Венгрии и со всего мира. В России преданные также создают такие сельскохозяйственные общины. Среди них можно выделить общину на Северном Кавказе в Курджиново — Ершово («Кришна-лила»).

 

Е.С. Радханатх Свами в английском парламенте

Связи с общественностью

Отдел по связям с общественностью ИСККОН (ISKCON Communication — 1С) работает над созданием и поддержанием в России благоприятной атмосферы для распространения движения сознания Кришны и достижения его целей. 1С утверждает и поддерживает убежденность и веру членов движения и людей в целом в честность, единство членов движения сознания Кришны и его миссию.

Проповедь в сфере связей с общественностью является одним из самых важных и ответственных направлений деятельности ИСККОН в России, так как она влияет на восприятие движения сознания Кришны властями, СМИ, учеными, специалистами по религии и др. Одной из форм деятельности является проведение переговоров с властями (Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Гос. Думой РФ, Генеральной Прокуратурой РФ и др.), средствами массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет), учеными, специалистами по религиям, общественными, а также другими религиозными организациями, имея приоритет в формировании благоприятной атмосферы в обществе и укреплении репутации ИСККОН.
Также отдел по связям с общественностью подготавливает и издает различные книги и документы, такие как, например, «Кришнаиты в России — правда и вымысел», «Ведическая традиция в России». На протяжении нескольких лет отделом ЦОСКР в Москве были получены многочисленные отзывы, экспертизы, благодарственные письма, установлены контакты на телевидении, радио, журналами и газетами.
Специфической чертой проповеди в сфере связей с общественностью является то, что эта деятельность требует привлечения преданных, обладающих определенной профессиональной квалификацией в этой области, способных изменить отношение к сознанию Кришны у лидеров общества (властей) и тех, кто формирует общественное мнение (СМИ). Поэтому к работе в этой сфере проповеди необходимо привлекать гуру, санньяси, старших преданных, юристов, журналистов, ученых.
Также отдел связей с общественностью разрабатывает тексты писем, обращений, проспекты, буклеты для презентации ИСККОН или его отдельных проектов в органах власти, общественных структурах, СМИ. В Москве пресс-центр издает регулярный бюллетень отдела общественных связей ЦОСКР, который рассылается в СМИ и правительственные учреждения. Отдел собирает и распространяет в заинтересованные организации информацию о благотворительной, духовно-просветительской, культурной и меж конфессиональной деятельности ИСККОН. Важное место уделяется работе с индийской общиной, культурными центрами при посольстве Индии, обществе культурных связей между Россией и Индией.
Предполагается, что в каждом регионе региональный секретарь возлагает на одного из преданных функции координатора по связям с общественностью. В Москве в рамках отдела ЦОСКР по связям с общественностью собирается вся информация из регионов и ведется координация этой деятельности на региональном уровне. В Москве на данный период времени руководство отдела по связям с общественностью ЦОСКР по различным направлениям деятельности представляют: Сукхананда д., Садхуприя д., Радха Дамодар д.

Нарендра Моди и Владимир Путин.

Совместные российско-индийские культурные программы

В настоящее время программы такого рода становятся все более популярными в нашем обществе, поскольку знание и культура интересуют многих, в то время как культовой стороны религии многие люди опасаются. Во время таких программ зрители начинают знакомиться с культурой (в ее отдельных проявлениях), а также с философией сознания Кришны, а затем они начинают задавать вопросы о религиозной стороне нашего движения. Обычно такие программы включают в себя философскую часть, когда объясняются основы каких-то традиций, праздников, и концертную часть с пением традиционных бхаджанов и адаптированных песен с эстрадным инструментальным сопровождением, индийские танцы, театрализованные представления и, конечно же, раздается вкусный прасад, приготовленный по ведическим кулинарным рецептам. Замечательно, если с детьми пришедших гостей и преданных проводится отдельная детская программа. На таких программах обязательно распространяются книги, а также сувениры и атрибутика. Обычно они проводятся либо совместно с культурным центром при посольстве Индии, либо со студентами, приехавшими из Индии и т.д. Организация таких программ требует усилий многих преданных. На таких программах очень активно ведется работа по связям с общественностью, встрече гостей, проповеди студентам, ученым и т.д.

 

Создание и развитие индийской общины за пределами Индии

Во многих странах, в том числе и в России, живут индийцы. В основном, это студенты,бизнесмены, работники посольства. Среди них есть также и преданные. Например, индийская община в Москве насчитывает около 20 тысяч человек. Храм сознания Кришны для них — единственное место посреди чужого города, где они могут почувствовать себя как дома, в той духовной и культурной среде, к которой они привыкли. Специально для них можно организовывать духовные программы, как на территории храма, так и за его пределами в арендуемых залах и на нама-хаттах. Обычно такая программа состоит из киртана, короткой лекции, обсуждения философии, ответов на вопросы и раздачи прасада. В некотором смысле, индийцы являются «естественными» преданными, так как многие из них в своем образе жизни сохраняют черты ведической культуры. Культивирование индийской общины, проповедь ее членам возрождения своего культурного наследия — это одна из тех программ, к которым Шрила Прабхупада относился с особым вниманием. Явившись на Землю 500 лет назад, Господь Чайтанья дал такое наставление: «Каждый, кто родился в Бхарата-варше, должен заниматься высшей благотворительной деятельностью, пара-упакара, т.е. распространением сознания Кришны». К сожалению, немногие индийцы приняли это наставление как свою миссию и посвятили этому свою жизнь. Однако, благодаря этому виду проповеди, многие индийцы могут активно включиться в движение санкиртаны Господа Чайтаньи. Во многих местах, типа Южной Африки, Маврикия и других местах, где есть большие индийские общины, их культивирование является одной из основных проповеднических программ храмов.

По всему миру ИСККОН состоит из множества храмов и общин, которые в каком-то смысле представляют собой плацдармы для проповеди. Все остальные функции храма (менеджмент, строительство, ремонтные работы, поддержание чистоты и т.д.) предназначены только для того, чтобы те, кто находятся на передовой проповеди, могли ее продолжать и расширять. Существуют 2 основных направления проповеди: проповедь преданным (в том числе, и самим проповедникам) и внешняя проповедь, привлекающая людей к духовной практике. Если преданный живет и служит в брахмачари-ашраме храма, то его практическое служение должно быть связано с той или иной проповеднической программой. Чтобы оставаться брахмачари, преданный должен заниматься брахманической деятельностью, обучаться и проповедовать и не стремиться к излишествам в жизни. Обычно руководство храма организовывает все таким образом, чтобы все брахмачари были обеспечены всем необходимым для поддержания и тела, и духовной жизни (теплый ночлег, прасад, одежда, общение, духовные программы, служение алтарю и т.д.). Например, брахмачари могут возглавлять какую-то проповедническую программу, в которой задействованы также и преданные-грихастхи, либо проводят эту программу полностью своими силами. Но, в любом случае, брахмачари могут быть полностью поглощены проповедью при условии, что преданные, приходящие в храм, помогают храму с хозяйственной и финансовой стороны. Тогда брахмачари свободны от головной боли, связанной с поддержанием храма, и могут все свои силы отдать проповеди.

Обычно, если в каком-либо месте нет храма, и преданные объединяются в единую общину вокруг нама-хатты (одной или нескольких), то они, могут сами организовывать любую из проповеднических программ, если у них есть энтузиазм и умение сотрудничать. Не самым лучшим методом организации какой-либо программы является такой образ действий, когда тот, кто придумал программу, просто административным способом назначает исполнителей своего плана. Такая проповедническая программа не жизнеспособна, и маловероятно, что преданные, участвующие в ней, будут вдохновлены проводить ее.

Как показывает практика, если искусственно ограничивать энтузиазм преданных, желающих начинать новые программы, и пытаться фанатично вписывать их рвение проповедовать в те рамки, которые уже есть (например — «у нас только программа «Пища жизни» или распространение книг»), то это обычно приводит к потере энтузиазма. Но для специфических форм проповеди все же требуется определенная материальная и духовная квалификация. Поскольку проповедь, основанная только на голом энтузиазме, без знания и умений может привести к отрицательным последствиям, т.е. быть антипроповедью. Например, если преданный распространяет книги с мыслями о доходе для себя или, желая насильственно обратить всех в «кришнаитов», угрожая при этом тем, кто не принимает такую «проповедь», то, в целом, это неприемлемо. Но, особенно, такой фанатик должен быть отстранен от проповеди в правительственных кругах, прессе и на телевидении или на радио, среди ученых или студентов. Все эти категории людей обладают сильно развитым чувством собственного достоинства и имеют влияние в обществе, поэтому проповедь им требует как духовных знаний и осознаний, так и способности правильно общаться с такими людьми, знание их языка и манеры общения.

В том случае, когда в городе, например, есть несколько нама-хатт, они могут соревноваться между собой в распространении книг или прасада или совместными усилиями проводить фестивали, программы «Пища жизни» или «Проповедь студентам» и т.д. Если есть опытные семейные преданные, чье участие в проповеднической программе очень важно и это отнимает у них много времени, то община должна помочь им в поддержании семьи.

материал с сайта — vasudeva.ru

About The Author