Как стать брахмачарием?

У человека, привлекшегося философией, практикой и культурой сознания Кришны, появляется естественное желание посвятить этому всю свою жизнь. Шрила Прабхупада создал для этого ашрамы брахмачариев в храмах Сознания Кришны, и те, кто не обременен особенными обязанностями, могут воспользоваться этой возможностью, чтобы целиком погрузиться в нектарный океан преданного служения. Правила проживания и служения в ашраме будут различаться в разных храмах. Не вдаваясь в детали, мы приведем замечательные наставления Е.С. Радханатха Свами брахмачариям храма Шри Шри Радхи Гопинатхи в Бомбее, Чоупатти, которые помогут понять атмосферу подлинного ашрама брахмачариев (в скобках даны некоторые пояснения).

1. наших брахмачариев следует обучать глубоко ценить важность строгой садханы. (Подъем не позже 3:30, мангала-арати, джапа, утренняя программа, учеба, 6-8 часов практического преданного служения и проповеди);
2. мы должны воспитывать их быть смиренными верными слугами — в своих сердцах, не ожидающих ничего для себя, но готовых отдать свои жизни в служении вайшнавам;
3. они должны усвоить важнейшую добродетель целомудрия и верности нашей Гуру-Парампаре, не пытаясь искать чего-то «недостающего» на стороне;
4. наши брахмачарии должны тщательно изучать и постигать книги Шрилы Прабхупады (чтение или специальные программы обучения), и с энтузиазмом распространять их;
5. их следует воспитывать бесстрашными проповедниками философии сознания Кришны обычным людям и защитниками принципов чистой бхакти;
6. брахмачарии должны учиться брахманическим стандартам чистоты и всегда поддерживать ашрам в чистоте;
7. их необходимо обучать проводить пуджу Святым Божествам и готовить для них замечательные блюда, следуя принципам пунктуальности, чистоты и аккуратности в соответствии с авторитетными правилами;
8. наши киртаны должны быть проникнуты глубоким чувством, энтузиазмом. Они должны быть очень красивыми и грациозными для удовольствия Шри Шри Радхи Гопинатхи. Все должны научиться хорошо играть на музыкальных инструментах;
9. наши брахмачарии должны стремиться смиренно служить общине грихастх (домохозяев) и оказывать им огромное почтение за их служение. Они должны уважать всех женщин как почтенных матерей, но, однако, могут общаться с ними только в связи с важным служением и не ради чувственных удовольствий;
10. очень важно, чтобы наши брахмачарии развили огромную любовь, доверие и личностные взаимоотношения друг с другом — быть слугой слуги слуги.

Преданные в ашраме брахмачариев живут очень просто: как правило, спят в спальниках на полу, едят простой прасад, послушно исполняют любое служение, о котором их просят старшие, бреют головы, оставляя шикху. Все их имущество, как правило, легко умещается в коробку из-под бананов, и они не имеют практически никаких личных сбережений. Они с энтузиазмом участвуют в храмовых программах, учатся, проповедуют и распространяют книги. Те из брахмачариев, которые достаточно утвердились в такой отрешенной жизни, носят одежды шафранового цвета (символ отречения). В противном случае они ходят в белом.

Идеальный брахмачарий качества и практика:

— повторяет 16 кругов (как «Отче наш» ?!) На самом деле нужно сделать своей привычкой повторять маха-мантру постоянно — в течение всего дня. Но 16 кругов необходимо повторять очень сосредоточенно с утра — до начала практического преданного служения. Как Вы прочитаете свои 16 кругов, так и пройдет весь день;
— следует 4 регулирующим принципам. Это является необходимым требованием для любого живущего в храме. Не обсуждается;
— посещает лекции и духовные программы, чтобы, слушая о Кришне постоянно очищать свое существование. По сути дела, это то, что отличает жизнь в храме от жизни дома — возможность участвовать во всех духовных программах вместе с другими преданными. Это то, что дает силы поддерживать обет брахмачарьи;
— учится сам и учит других. Сегодняшний ученик — завтрашний лидер. Брахмачарии — самая активная проповедническая сила ИСККОН. Проповедь и распространение книг, будь то людям на улице, или гостям в храме, — особая прерогатива брахмачариев. Это то, что делает жизнь брахмачари разнообразной, насыщенной и осмысленной. Иначе все превратится в серую и тоскливую аскезу;
— практикует контроль чувств. Это подразумевает, что он ест только прасад, не переедая и избегая сладкого. Немного «маха-прасадных» сладостей каждый день и полноценный воскресный пир могут составлять норму. Прасада следует брать столько, чтобы съесть все и не оставлять на следующий день. Сон должен занимать 6-7 часов. Следует упорядочить свою жизнь, подчинив ее какому-то определенному режиму;
— послушен старшим и преданным вообще. Только так можно научиться чему-либо. Для того чтобы занимать в преданном служении свое большое ложное эго, существует другой ашрам — ашрам грихастхи. Во многих храмах следуют правилу: первое «нет» становится последним днем пребывания в ашраме. Мы все индивидуальности и имеем свое мнение, но в ашраме брахмачари желание искренне служить гуру и вайшнавам и понимание того, что всем управляет Кришна, а не, скажем, президент храма, должно брать верх. Брахмачари следует наставлениям старших, просто зная, что гуру будет этим доволен. Естественно, что преданный должен сам соображать в случаях, если наставления «старших» противоречат фундаментальным принципам сознания Кришны или грозят обернуться какой-нибудь катастрофой;
— имеет отношения твердой дружбы со своим гуру и другими вайшнавами. Это первым делом — все остальные отношения потом (в меру разумного, конечно);
— верен шастрам (тщательно изучает книги Шрилы Прабхупады) и гуру. Наставления духовного учителя — это все для такого преданного. Эти наставления — обрести сознание Кришны самому и проповедовать его повсюду. Не будучи связанным особенными обязательствами, брахмачари имеет все возможности следовать этим наставлениям 24 часа в сутки. Грихастхи об этом только мечтать могут — столько хлопот по дому и семье! Если брахмачарий не пользуется такой возможностью, то Кришна отберет ее;
— живет в ашраме вместе с духовным учителем (по крайней мере, в своем сердце) и со старшими преданными — его представителями. Вся его деятельность совершенно бескорыстна. Она совершается ради удовлетворения духовного учителя;
— по крайней мере, 2-3 раза в день погружает свой ум в мысли о духовном учителе (Шриле Прабхупаде для тех, кто еще не выбрал гуру), огне (огне санкиртаны — проповеди и распространения книг), солнце (Кришне, присутствующем в каждом атоме и сердце каждого живого существа) и Господе Вишну (Божествах). Проповедь и распространение книг Шрилы Прабхупады — это деятельность, которая естественным образом в изобилии предоставляет такие возможности;
— оказывает почтение гуру до и после изучения Вед;
— подает пример поведения идеального преданного — смиреннее травинки, терпеливее дерева, не требующего почтения к себе и готового оказать должное почтение другим. В особенности, преданным с кшатрийскими наклонностями следует быть очень бережными в обращении с другими преданными в храме, чтобы не оказаться в положении «слона в посудной лавке». С другой стороны, проповедь и распространение книг — это замечательное поле для применения энергии таких преданных. Другими словами, как говорил Шрила Прабхупада, быть «ягненком дома и львом на улице»;
— одевается должным образом — опрятно, но без излишеств. В храме брахмачарий должен носить чистую вайшнавскую одежду. Он также должен носить шикху и брить голову. Если этого требует проповедь, то допускается короткая стрижка и не слишком заметная шикха;
— собирает пожертвования для гуру. Брахмачари живет не ради себя. Он живет ради духовного учителя или ради развития проповеди в храме Сознания Кришны, в котором он живет. Поэтому, подобно брахману, он может собирать пожертвования, ибо делает это не для себя. В ситуации разделения обязанностей в храме это означает, что он должен заниматься ощутимым практическим служением, усиливающим общий духовный и проповеднический потенциал храма. Шрила Прабхупада говорил, что преданные должны совершать практическое служение в храме 6-8 часов в день;
— посвящает все собранное служению гуру (т.е. миссии Шрилы Прабхупады). Это в особенности касается продажи книг, прасада, благовоний, а также собранных пожертвований. Преданный принимает пожертвования от имени храма и целиком передает их в храм. Руководство храма распоряжается этими средствами и заботится о содержании ашрама брахмачариев. Если в преданном горит желание проявить коммерческую жилку, то для этого естественным является ашрам грихастхи;
— принимает прасадам, получив разрешения у гуру. Это означает, что между преданным и его духовным учителем (Шрилой Прабхупадой) настолько близкие отношения, что даже в мелочах преданный предпочитает зависеть от милости гуру. Физическое расстояние здесь не имеет значения. Духовный учитель всегда находится рядом с учеником — в его сердце;
— однако брахмачари не привязан, то есть готов поститься, если потребуется. Тот, кто черпает наслаждение в духовном, не слишком привязан к материальному;
— ест или берет себе лишь самое необходимое, не более того. Чем больше вещей, тем больше проблем с их поддержанием;
— всегда занят преданным служением и все, за что ни возьмется, делает очень старательно и качественно;
— осторожен в общении с женщинами и теми, кто привязан к женщинам (т.е. к людям, откровенно привязанным к чувтсвенным наслаждениям). Конечно, кто-то должен заботиться и о них. Но не брахмачари. Брахмачарии и так все в «Красной Книге» переписаны и относятся к вымирающему виду. Так что пускай о женщинах и о тех, кто к ним привязан, заботятся другие;
— если и приходится общаться с женщинами, то только по важному служению. Это касается также и проповеди. Нужно быть почтительно сдержанным и, если беседа затягивается, то тактично попросить продолжить проповедь кого-то из женщин-преданных или, если это где-то на стороне, пригласить собеседницу в храм;
— боится упасть в майю, зная, что небрежность относительно этого правила (общение с женщинами) может возбудить ум даже санньяси, что уж говорить о брахмачари;
— контролирует чувства и избегает фамильярности в отношениях с женщинами-преданными;

— сознает, что приведенные выше правила применимы ко всем — и к домохозяевам и к санньяси. Мы уже говорили об этом: принцип брахмачарьи обязателен для представителей всех ашрамов. Единственным исключением для грихастх является общение со своей женой/мужем. Здесь отношения должны быть близкими;
— старается свести к минимуму занятия вещами, которые увеличивают телесную концепцию жизни. Всевозможные приглашения от преданных-грихастх: попариться в бане, поиграть в футбол, поплавать в речке (как они Вам объяснят, для здоровья, конечно) — это не для брахмачариев;
— старается видеть присутствие Кришны во всем и во всей своей деятельности;
— помнит, что время летит очень быстро, и жизнь коротка — жалко терять ее понапрасну. Как говорит Чанакья Пандит, потерянную минуту невозможно вернуть за богатства всего мира;
вимаршанам. Брахмачарий всегда вдумчив, строго следуя садхане и изучая книги Шрилы Прабхупады. В этом его тапасья, или аскеза.

Таким образом, он поймет:

  • Каково его изначальное положение: крошечный, вечный слуга Кришны.
  • Кто такой Бог или Кришна: Враджендра Кишора — Верховный Господь, источник всего наслаждения.
  • Каковы его отношения с Ним: служить Ему в одном из 5 видов взаимоотношений, как это раскрывают Гуру и Гауранга.
  • Какова цель жизни: развить и нести чистое беспримесное преданное служение в настроении враджаваси, следуя методу, показанному Господом Чайтаньей Махапрабху.
  • Как совершать преданное служение: строго следуя предшествующим ачарьям.
  • Как увенчать жизнь успехом: смиренно оставаться в прибежище, внимательно слушать, строго следовать и служить чистым бескорыстным преданным в ученической преемственности.

About The Author