Кому мы поклоняемся дома? Наверное, это самый распространенный вопрос, который встает при установлении алтаря в доме преданного. Есть столько прекрасных форм Господа: Джаганнатха, Радха-Кришна, Гопал, Гаура-Нитай, Сита-Рама, Нрисимхадев и другие. Помимо этого существует целый пантеон полубогов, которые будут приносить в дом счастье и благоденствие. Кому же следует поклоняться участнику Движения Господа Чайтаньи Махапрабху?
Шрила Прабхупада устанавливал разные формы Божеств. Но в большинстве своем в наших храмах поклоняются Шри Шри Гаура-Нитаю, Шри Шри Радха-Кришне, Джаганнатха-Баладева-Субхадре. Шли годы. Храмов открывалось все больше и больше. После ухода Шрилы Прабхупады прошло уже несколько десятков лет. За это время многие храмы были открыты, а также перешли в управление ИСККОН. В некоторых храмах установлены Шри Шри Сита-Рама, Шри Панча-таттва, Лакшми-Нрисимха, а также Шри Шри Кришна-Баларама, Лакшми-Нарайана и другие. Иногда Шрила Прабхупада устанавливал мурти, исходя из наличия Божества, а иногда заказывал определенную форму Божества. Как ачарья-основатель, он мог сам решать, какие Божества устанавливать и кто Им будет поклоняться. Тогда как для его последователей необходимым требованием для начала поклонения Божеству является – благословение духовного учителя и наставников. Существует мнение о том, что необходимо поехать в святое место и там купить Божеств, а потом просить благословений у духовного учителя на поклонение. Но это не совсем правильный подход.
Обрести служение Божеству можно двумя способами: гуру может сам дать Божество и мы можем попросить у гуру Божество (или разрешение на поклонение). В особенных случаях Божества могут прийти Сами к Своему слуге. Но для того чтобы убедиться в том, что Они пришли, чтобы принимать именно наше служение, а не для того, чтобы мы, например, передали Их другим преданным, необходимо благословение гуру. Почему духовному учителю придается такое значение? Почему ни мы, ни старшие преданные не могут принять решение о поклонении Божествам? Потому что духовный учитель будет поклоняться этим Божествам с нашей помощью и ему решать, годимся ли мы ему в помощники. Для поклонения Божествам необходима квалификация. С одной стороны, мы говорим о том, что все должны поклоняться Божествам. С другой стороны, мы говорим о том, что не все могут поклоняться Божествам. Как устранить это противоречие?
Поклонение Божеству — это процесс, являющийся преданным служением, рекомендованный в священных писаниях для всех категорий преданных.
Он может совершаться как временно, так и постоянно. Но если кто-то берет на себя обязательство поклоняться Божествам, то он не должен останавливать этот процесс. Даже если слуга собирается оставить тело — он должен подготовить себе замену. Только в очень редких случаях, когда например Божеству грозит опасность, этот процесс можно остановить и отложить до спокойных времен. Слуга должен позаботиться о том, чтобы даже после его смерти служение Божеству не прекращалось. Временное поклонение возможно, когда преданный поклоняется изображениям Божеств или Божествам, появляющимся только на праздники (утсава-мурти). Согласно «Шримад-Бхагаватам» (11.27.12) Божества могут быть сделаны из камня, дерева, металла, глины, красок, песка, драгоценных камней и в уме. Мурти Господа устанавливается по всем правилам «Панчаратры» и поклонение Ему прерывается только в исключительных случаях, тогда как поклонение изображениям Господа, которые не отличны от мурти, налагает гораздо меньшую ответственность на слугу, что делает процесс арчаны доступным для каждого преданного, независимо от наличия инициаций, духовного уровня и высоты личных стандартов. Помимо этого, в арчану входят не только непосредственное служение мурти, но и уборка храма, приготовление пищи, закупка продуктов, проповедь, проведение киртана, пение молитв и так далее. Поэтому участвовать в поклонении Божествам могут все без исключений.
Кому же поклоняются вайшнавы? Независимо от того, есть у нас Божества или нет, первый, кому мы поклоняемся — это духовный учитель. Духовный учитель участвует в процессе поклонения Божествам и для того, чтобы начать это поклонение, вначале мы поклоняемся ему, помогая в утренних обязанностях и другом служении. Также, будучи последователями Международного общества сознания Кришны, мы поклоняемся Шриле Прабхупаде, как ачарье-основателю и главному шикша-гуру. Иногда преданные устанавливают дома мурти Шрилы Прабхупады, совершают поклонение ему, омывают его, одевают, проводят рати и предлагают прасад. Это помогает им развить личностные отношения со Шрилой Прабхупадой. Его ученики рассказывают, что раньше быть так близко со Шрилой Прабхупадой и уж тем более совершать такое личное служение могли только единицы. Но теперь эта милость стала доступна каждому преданному, благодаря служению мурти Шрилы Прабхупады.
Конечно, Бога нельзя ограничивать и исключать какие-то формы из поклонения, но, все же, следуя гуру-парампаре, нам необходимо придерживаться поклонения определенным формам Божеств, рекомендуемых ачарьей-основателем. Вообще выбор Божеств индивидуален. Но каким бы Божествам ни поклонялся преданный, он должен делать это через Господа Чайтанью Махапрабху. Ачарьи говорят, что мы падшие люди и недостойны поклоняться Божествам, но по милости Шри Чайтаньи Махапрабху у нас появилась такая возможность. Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху очень милостивы ко всем людям, поэтому поклонение Им должно совершаться несмотря на то, какие Божества установлены в нашем доме. Мы все делаем через Них. Поклонение Шри Шри Гаура-Нитаю очень распространено в нашем обществе. Обычно в Гаудия-матхе рядом с Божествами Шри Шри Радхи-Кришны устанавливают Божество Господа Чайтаньи, через которого осуществляется все поклонение. Поскольку большинство центров Гаудия-матха расположены в святых местах, таких как Навадвипа и Вриндаван, такое поклонение абсолютно естественно. Но западные страны отличаются от таких священных мест. На Западе очень много «Джагаев и Мадхаев» становятся преданными и происходит это по милости Нитьянанды Прабху. Именно поэтому Шрила Прабхупада начал устанавливать Шри Шри Гаура-Нитай повсюду. Для нас, чтобы приблизиться к Господу Чайтанье, необходимо обрести милость Шри Нитьянанды Прабху. Мы поклоняемся Господу Чайтанье и Нитьянанде Прабху или Панча-таттве (Шри Чайтанье Махапрабху, Нитьянанде Прабху, Адвайте Ачарье, Гададхаре Пандиту и Шривасу Тхакуру).
Поклонение Господу Джаганнатхе, Шри Шри Радха-Кришне, Лакшми-Нарайане и другим Божествам осуществляется через Шри Шри Гаура-Нитай. Кришна никогда не бывает один. Его всегда окружают спутники. Поэтому поклонение формам Кришны, таким как Гопал, в нашем обществе не практикуется. Поклонение Гопалу, как правило, совершается в Шри-сампрадайе. В Гаудия-вайшнава-сампрадае мы поклоняемся Шри Шри Радха-Кришне, потому что Они ишта-деваты нашей сампрадаи. Такое поклонение совершается в духе служения Лакшми-Нарайане. Шрила Прабхупада объясняет: «Как правило, поклонение Господу начинается с поклонения Нарайане, Вишну, тогда как поклонение Господу Кришне и Шримати Радхарани является более сокровенным. Господу Нарайане поклоняются в соответствии с панчаратрика-видхи, то есть, следуя регулирующим принципам, тогда как Господу Кришне поклоняются в соответствии с бхагавата-видхи. Пока человек не очистился, следуя предписаниям панчаратрика-видхи, он не имеет права поклоняться Господу по правилам бхагавата-видхи. Преданные-неофиты должны поклоняться Господу в соответствии с правилами панчаратрика-видхи, то есть регулирующими принципами, указанными в «Нарада-панчаратре». Преданные-неофиты не имеют доступа к Радхе-Кришне, поэтому поклонение Божеству в храме, основанное на регулирующих принципах, — это поклонение Лакшми-Нараяне».
Поклонение шалаграма-шилам и говардхана-шилам могут совершать преданные, получившие второе посвящение. И здесь формы Божеств могут быть самыми разнообразными: Курма, Вараха, Матсья, Хаягрива и другие (шалаграма-шилы); Радха-Кришна, Кришна-Баларама, Гирирадж и другие (говардхана-шилы).
Поклонение Туласи-деви очень благоприятно для всех без исключения. Она всегда участвует в поклонении и это доставляет Божествам огромную радость. Кришна не принимает подношений без туласӣ. Но с листиками туласӣ Он обязательно примет наше служение. Стопы Кришны всегда украшают листья туласӣ и маджарӣ. Также служение ей является необходимым для всех преданных, так как по ее милости мы в течение всего дня сможем быть заняты в служении Шри Шри Радхе-Кришне. Вринда-деви менеджер игр Шри Шри Радхи и Кришны. Мы молимся ей о том, чтобы она заняла нас в служении.
Господь Шива — величайший преданный, охраняющий святую дхаму. Поэтому его устанавливают в каждом из святых мест и в храмах, поскольку Он защищает эти посольства духовного мира. Иногда Он пребывает в форме мурти, шива-лингама, шилы или изображения, и поклоняются ему как вайшнаву, прося позволения войти в алтарь и совершать служение Божествам. Такое поклонение очень распространено на территории сегодняшней Индии, однако в храмах нашего общества это скорее частные случаи, чем правило, потому что Шрила Прабхупада не устанавливал такое поклонение.
Полубоги также являются преданными Вишну и оказывать им почтение — это тоже служение Богу. Но Шрила Прабхупада не вводил поклонение полубогам в храмах и в домах преданных. Поклонение полубогам, как правило, относится к карма-канде. Преданные заняты практикой бхакти и все, что им необходимо, дает Кришна через полубогов. Не слишком разумные люди вместо того, чтобы поклоняться Кришне, ради материальной выгоды поклоняются различным полубогам. Но сами полубоги поклоняются преданному, постоянно занятому пением молитв Господу. Чистым преданным нечего просить у полубогов. Напротив, полубоги горят желанием возносить свои молитвы чистым преданным. В «Нрисимха-пуране» сказано: «Любой, кто приходит к Божеству Господа Кришны и начинает молиться, немедленно освобождается от всех последствий своих греховных поступков и получает неоспоримое право подняться на Вайкунтхалоку». Вайкунтха находится за пределами материальной вселенной, где нет рождения, болезни, старости и смерти. Только океан преданного служения Господу существует на Вайкунтхе и для всех преданных это является высшим богатством. .
Однако поклонение Ганешу Шрила Прабхупада упоминает в «Нектаре Преданности» (8 глава): «Нужно начать поклоняться полубогу Ганапати, который устраняет все препятствия в исполнении преданного служения. В «Брахма-самхите» говорится, что Ганапати поклоняется лотосным стопам Господа Нрисимхадевы и потому способен помочь преданным, устраняя все препятствия с их пути, поэтому преданные должны поклоняться Ганапати». Шри Ганеша может быть как в изображении, так и в мурти. Но для того чтобы поклоняться ему также необходимо получить на это благословление духовного учителя. Поклонение Шри Ганешу происходит на отдельном алтаре. В нашем обществе Шрила Прабхупада ввел поклонение Господу Нрисимхадеву. Служа Ему, мы получаем благословения и его поклонников, включая и Шри Ганешу. Обычно в нашем обществе Господь Нрисимхадев присутствует в изображении на алтаре, так как молитва Нрисимхадеву входит в утреннюю службу. С помощью изображения гораздо легче сосредоточиться на объекте поклонения. Господь может быть в обществе Лакшми-деви или Прахлада Махараджа. Он устраняет все препятствия в преданном служении.
Что касается поклонения полубогам, то оно способствует исполнению материальных желаний. Но Шрила Прабхупада говорит, что поклоняющихся полубогам нельзя назвать преданными Кришны. Преданные выражают почтение полубогам и обращаются к ним как к вайшнавам, а не как к исполнителям материальных желаний. Что касается нас, последователей Господа Чайтаньи, то мы поклоняемся всем спутникам Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, многие из которых (Харидас Тхакур — Брахма, Сарвабхаума Бхаттачарья — Брихаспати) являются полубогами, правящими вселенной. Каждый полубог уполномочен Верховным Господом и мы уважительно относимся ко всем, кто исполняет Его волю. Каким бы человек ни был: свободным от желаний или полон их — он должен поклоняться Верховной Личности Бога.
Каждый преданный может поддерживать простой, но чистый стандарт поклонения дома изображениям Панча-таттвы и духовных учителей.
Если размер вашего жилища позволяет, лучше всего поддерживать отдельную алтарную комнату, которая будет служить исключительно местом молитвы и практики.
В семейном храме Господу и Его чистым преданным можно поклоняться в форме изображений. Очень часто Шрила Прабхупада просил своих учеников поклоняться изображению Панча-таттвы (Господь Чайтанья с четырьмя Его спутниками) вместе с изображениями духовных учителей (гуру-парампары).
На стандартном домашнем алтаре должны быть следующие изображения:
• Изображение Панча-таттвы (Шри Чайтанья и его спутники: Нитьянанда, Адвайта, Гададхара и Шриваса).
• Изображение ачарьи-основателя ИСККОН А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.
• Изображение Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
• Изображение Гауракишора Даса Бабаджи.
• Изображение Бхактивинода Тхакура.
• Изображение шести Госвами Вриндавана.
• Изображение Господа Нрисимхадева (преданные поклоняются этой форме Господа, поскольку Он защищает их от демонов и беспокойств и помогает преданным уничтожить демонические желания в сердце).
• Изображение своего гуру.
Больше историй