25 февраля 2022 года гитаристу «Битлз» Джорджу Харрисону исполнилось бы 79 лет. Англичане считают Джорджа своим национальным героем. Кто-то видит в нем кумира, символ эпохи, просто счастливчика… Для тех, кто знал его ближе, самой яркой чертой его биографии был духовный поиск.
В 1964 году группа «Битлз» находилась на пике славы. Поклонники сходили с ума от ее музыки, а журналисты не давали парням прохода. Обожаемая миллионами, легендарная «четверка» с успехом гастролировала по всему миру. Музыканты познали все грани популярности, которая иногда обретала самые неожиданные формы. Ребята играли по 8-12 часов ежедневно. На гастролях «Битлз» не видели ничего кроме толпы визжащих поклонников, гостиниц, самолетов, не могли выйти на улицу без сопровождения охраны, а во время гастролей по Японии, с угрозами убить «Битлз» выступала правая националистическая организация. Все это несло за собой невероятный стресс для артистов, которые, как и многие в те годы, снимали его с помощью наркотиков.
Собственно говоря, принимать наркотики «Битлз» начали от того, что они помогали им выдержать нечеловеческое напряжение от ежедневной многочасовой работы на сцене. Такой образ жизни несомненно не мог долго продолжаться и поспособствовал тому, что знаменитая четверка начинает свой духовный поиск.
В 1968 году «Битлз» совершили путешествие в Индию, центр йогов Ришикеш, на обучение к Махариши Махеш Йоги. Махариши был главой основанной им Академии трансцендентальной медитации. Основной слоган Махариши той поры «Познай себя и получи кайф без наркотиков» увлек сперва Джорджа Харрисона, потом Джона Леннона и других «битлов». За этим они и отправились в Ришикеш.
Впервые со времени создания группы ребята почти перестали пить и употреблять наркотики и за два месяца написали тридцать песен, часть которых составила «Белый альбом».
Возвратившись в Лондон, «Битлз» вновь собрались в студии, но на сей раз работа у них не заладилась. «Битлз» перестали быть прежним единым целым, и первым это почувствовал Маккартни, уже тогда начавший записываться с другими музыкантами. Так каждый из членов группы потихоньку выбирал свой собственный путь.
Восточные мотивы угадывались в творчестве Харрисона еще до распада «битлов», а после этого философией индуизма были пронизаны практически все его произведения. Своим «обращением» к религии индуизма Джордж был во многом обязан известному индийскому проповеднику бенгальского бхакти («традиции преданности и любви» в служении Богу) Бхактиведанта Свами Прабхупаде (1896-1977), который основал на Западе «Международное общество сознания Кришны». Джордж познакомился с ним в Лондоне в 1969 году.
Харрисон был далеко не единственным из «Битлз», кто интересовался у Прабхупады тайнами бытия и духовного мира. С проповедником встречались Леннон с Йоко Оно, Маккартни. Однако Джордж серьезнее других воспринял проповедь Прабхупады. Во многом благодаря музыканту, движение Харе Кришна получило широкую известность во всем мире. В 1970 г. Джордж обработал и записал несколько культовых ведических гимнов, прежде всего, самую древнюю ведическую молитву Брахмы «Говиндам Ади Пурушам» ( Govinda adi purusham), сделав их шедеврами, доступными современному слушателю. Его «Богиня Удачи» (The Goddess of Fortune) и «Мой сладостный Господь» (My Sweet Lord) стали суперхитами после распада «Битлз». В 1973 г. Джордж подарил Прабхупаде свой роскошный особняк в Хертфордшире, приобретенный им на пике славы за 700 тыс. долларов. Поместье быстро превратилось в самый крупный и популярный в Англии индуистский храм. Благодаря спонсорству Харрисона вышла в свет книга Прабхупады «Источник вечного наслаждения» (Krishna Book), и по сей день раскупающаяся в огромных количествах. Все последующие три десятка лет Джордж Харрисон поддерживал тесную дружбу с последователями Прабхупады, считая себя его учеником.
«Моя песня „Жизнь в материальном мире“ была написана под впечатлением общения со Шрилой Прабхупадой. Я написал об этом в книге „Я, мне, мое“. Именно он объяснил мне, что мы, будучи духовными душами, отличаемся от наших тел. Мы просто пребываем в этих телах. Как я сказал в своей песне, этот мир – не единственный. И мы – не отсюда, мы – из духовного мира. Мне просто суждено жить в материальном мире, но я устал от этого. Чувства никогда не удовлетворяются, они бушуют как морские волны, влекут меня в пучину материального мира. Весь смысл пребывания здесь заключается в том, чтобы найти путь, который выведет нас отсюда.
Именно его и указывал Прабхупада. И он не просто говорил о любви к Кришне и о том, что надо покинуть этот материальный мир. Свои слова он подтверждал делами. Он говорил о том, чтобы мы постоянно повторяли Святое имя, и сам он повторял его постоянно. Мне кажется, сам по себе этот факт давал мне воодушевление и поддержку. Этого было достаточно, чтобы я прилагал все свое старание, чтобы прогрессировать. Он сам совершенным образом следовал всему, что проповедовал».
(Из интервью Джорджа Харрисона Мукунде Госвами 1982 г.)
Прабхупада очень любил Джорджа и даже называл его «сыном Хари», обыгрывая, таким образом, его фамилию (англ. – Harrison). Когда Джордж обратился к Прабхупаде с вопросом, не нужно ли ему оставить музыку и уйти от мирской жизни, поменяв имя, тот ответил, что у Джорджа и так прекрасное имя. Да и для проповеди духовной философии Харрисон, по мнению Прабхупады, мог сделать куда больше, оставаясь музыкантом. «Дело не в том, чтобы порвать со своим делом, а в том, чтобы впустить в свою жизнь Бога», – говорил гуру.
Джордж Харрисон оставил этот мир 29 ноября 2001 года в Лос-Анджелесе в возрасте 58 лет. Рядом с ним в минуты последнего экзамена находились его супруга Оливия и сын Дхани, а также его добрые друзья Шьямасундара Прабху и Мукунда Госвами – ученики Бхактиведанты Свами Прабхупады. По свидетельству очевидцев, Харрисон оставил бренный мир под магнитофонную запись пения Прабхупады, широко улыбаясь. Прах Джорджа, по его предсмертной просьбе, был развеян 4 декабря над водами священных рек Ганги и Ямуны в месте их слияния возле Аллахабада.
Я хочу рассказать одну историю, произошедшую в Лондоне, которая хорошо иллюстрирует отношения между Шрилой Прабхупадой и Джорджем Харрисоном. Я путешествовал вместе со Шрилой Прабхупадой, Шьямасундаром дасом и Прадьюмной дасом в 1972 году (у меня плохая память на даты, но думаю, это было именно в тот год). Шьямасундара был связующим звеном между Джорджем и Шрилой Прабхупадой и всем нашим Движением, поэтому Шьямасундара много общался с Джорджем. Они были близкими друзьями.
Я находился в комнате секретаря, которая скорее напоминала большую прихожую перед комнатой Шрилы Прабхупады, и печатал на машинке письма, когда в дверь просунулась чья-то голова, и я услышал голос с ярко выраженным британским акцентом: «Здравствуйте, Шьямасундара здесь?»
Я на мгновение оторвал глаза от своей машинки и ответил, что его здесь нет — он ушел и придет позже. Я вернулся к печатанию, но тут же снова взглянул на гостя, потому что понял, что это был Джордж. Я встал, подошел к нему и сказал, что сейчас сообщу Прабхупаде о его визите.
Он очень скромно ответил: «Нет-нет, что Вы, я не хочу его беспокоить».
Я заверил его, что это не будет беспокойством, и отправился в комнату Прабхупады, чтобы сказать ему, что пришел Джордж Харрисон. Прабхупада тут же воскликнул: «О, попроси его пройти ко мне!»
Я вышел и сказал Джорджу, что Прабхупада хочет его видеть. Снимая свои носки, он посмотрел на меня и сказал: «Я очень волнуюсь, когда нахожусь рядом с Его Божественной Милостью».
Я ответил, что чувствую то же самое. Я заметил, что он сбрил бороду и постриг волосы обратно под стиль «Битлз». Он сказал мне: «Я только что постриг волосы специально для Прабхупады». Он был очень смиренным и непритязательным. Находясь рядом с ним, я чувствовал, что как будто нахожусь рядом с великим преданным. И я действительно находился рядом с великим преданным.
Он вошел в комнату Прабхупады и закрыл за собой дверь. Я не мог оставаться снаружи — как слуга Прабхупады я был обязан присутствовать во время беседы. Поэтому я открыл дверь и сразу увидел, что Джордж предлагает полный дандават Прабхупаде, в совершенстве произнося молитвы. На лице Прабхупады сияла широкая улыбка. Джордж поднялся и сел у входа.
Прабхупада сказал: «Входи, входи», – и Джордж подвинулся ближе к столу Прабхупады, очень скромно и уважительно. Прабхупада сказал: «Нет, сюда, сюда», – показывая на асану, на которой сидел он сам. Джордж обошел его стол и присел на край асаны Его Божественной Милости. Прабхупада засмеялся, обнял Джорджа, похлопал его по груди, взъерошил ему волосы и сказал: «Я так рад видеть тебя. Как Пэтти?»
Я стал свидетелем очень теплой беседы между ними, во время которой Джордж спросил, может ли он переехать в храм и обрить голову. Я уверен, что он так бы и поступил, если бы Прабхупада согласился. Но Прабхупада сказал: «Нет. Ты даешь всему миру великий дар в виде своей музыки. Просто продолжай исполнять свою музыку, и Кришна будет очень доволен и благословит тебя». Затем Прабхупада сказал: «Я дам тебе несколько идей для твоих песен», – и достал сборник песен Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Прабхупада объяснил несколько песен, переводя их содержание для Джорджа.
Вскоре после этого Джордж написал песню «Мой нежный Господь». Джордж каждый день в течение недели приходил вместе с Рави Шанкаром, чтобы получить даршан Прабхупады во второй половине дня. Рави Шанкар был бенгальцем, поэтому он и Прабхупада беседовали и смеялись вместе как бенгальцы.
Конечно, остатки пищи Прабхупады всегда были трансцендентным сокровищем для всех преданных, и я имел великую удачу раздавать их преданным. В течение всей той недели, перед тем как я должен был уносить тарелки из комнаты Прабхупады, многие матаджи, жившие в храме, окружали меня и просили: «Пожалуйста, можно я возьму немного из тарелки Джорджа»?
Впоследствии я много раз вспоминал эту историю с восхищением и уважением к бхакте Джорджу. Он действительно смиренный преданный и великая личность. В настоящее время я живу в Мауи, где у Джорджа был свой дом, и все местные жители отзываются о нем исключительно хорошими словами. У меня нет сомнений относительно того, где он находится сейчас, и я надеюсь, что однажды смогу вновь встретиться с ним.
Ваш слуга, Нанда Кумар дас
Воспоминания о встрече Джорджа Харрисона и Шрилы Ррабхупады в Джуху
Никогда не забуду тот день, когда я узнал, что Джордж Харрисон оставил тело. Это случилось вскоре после Дня благодарения в 2001 году. Глубина чувства разлуки с ним удивила меня и заставила задуматься о том, насколько значим и дорог он был Шриле Прабхупаде и Шри Кришне. Также я вспомнил свой собственный мимолетный опыт общения с Джорджем в Бомбее.
В 1974 г. Джордж Харрисон прибыл с визитом к Шриле Прабхупаде в Харе Кришна Ленд, в Джуху. Он был одет в белую курту и белые штаны для йоги, в руке держал простой мешочек для четок. Я показал ему наши владения, он выразил признательность за работу и вдохновил нас на дальнейшие усилия. Когда в 12:30 мы услышали звук раковины, означавший начало Раджа-бхога арати, мы отправились под навес при храме, где Джордж выбрал пару каратал, на которых подыгрывая себе, начал петь с остальными преданными. Пури дас, преданный из Шотландии, проводил арати. Когда он повернулся, чтобы предложить преданным лампу с гхи и увидел Джорджа, его рука сильно задрожала – мы боялись, что он уронит лампу.
После арати я подготовил полную тарелку маха-прасада для Джорджа и после того, как он вкусил, проводил его на встречу со Шрилой Прабхупадой. Прабхупада в своей квартире встретил его очень тепло, я оставил их и вернулся в офис.
– Прабхупада сидел за столом, а Джордж перед ним, – писал позднее Кишор. – Я с трудом припоминаю, о чем шел разговор, но хорошо помню чувство любви, которым они обменивались друг с другом. Оно было почти осязаемо. Я не понимал их отношений до конца. Я был еще молод, а тут были рок-звезда и чистый преданный Кришны, ну, и я где-то там же. Но я чувствовал любовь, которую Прабхупада и Джордж отдавали друг другу.
Двумя часами позже 21-летний невысокий пухлый парень в очках (сын нашего друга и попечителя Прандживана Г. Валиа из дома «Харе Кришна», что в квартале Джуху Виле Парле) зашел ко мне в офис, который находился на заднем дворе нашего имения.
– Я слышал, Джордж Харрисон здесь, – сказал он.
– Да, – ответил я. – Он здесь.
– Я хочу его увидеть, – заявил парень.
– Боюсь, не получится. У него встреча со Шрилой Прабхупадой.
Он посмотрел в мои глаза, измерил меня взглядом, понял, что от меня ничего не добьется, развернулся к лестнице и ринулся вниз.
«О, Господи!», – подумал я. – «Он собирается искать его. В жаркой погоне я скачками понесся вниз по ступеням».
Я добежал до соседнего здания и, достигнув второй лестничной площадки, где находилась квартира Прабхупады, обнаружил дверь приоткрытой. Парень стоял внутри, а за ним сидел Джордж, со скрещенными ногами и прямой спиной, как йог – совершенный ученик, внимающий своему учителю у его стоп.
После внезапного появления юноши Прабхупада и Джордж закончили свою встречу, обменявшись несколькими прощальными фразами. Джордж был любезен и благодарен, а Прабхупада излучал любовь и доброту. Я был расстроен из-за того, что мальчишка прервал их беседу, но они восприняли это как должное. Возможно, время встречи действительно подошло к концу, а, может быть, они приняли это как волю Кришны.
Мы с Шьямасундарой проводили Джорджа к навесу храма на даршан Божеств. Он принес полные дандаваты, на долгое время распростершись перед Божествами на полу, а затем уехал.
Год спустя, на утренней прогулке в Сананде, Гуджарате, Прабхупада вспоминал эту встречу: «Он очень славный парень – Джордж. Я наблюдал. Очень хороший парень. Он приезжал ко мне в Мумбаи. Приходил повидаться со мной в Мумбаи в прошлом году. Он носит Джаганнатху в мешочке для четок и воспевает святое имя».
Я, как тысячи, а, возможно, и миллионы людей благодарен Джорджу за его служение Шриле Прабхупаде и движению сознания Кришны. За то, что он сделал доступными для всего мира святое имя Господа Кришны – Харе Кришна маха-мантру – и принципы сознания Кришны, приведя так много душ к стопам всепривлекающей Верховной Личности Бога, Кришне.
Гирирадж Свами рассказал о встрече Джорджа Харрисона и Шрилы Прабхупады в 1974 году.
Джордж Харрисон о Шриле Прабхупаде
Когда я впервые увидел его, я не смог до конца осознать, что это за личность. Сейчас я вижу, что благодаря ему, за эти шестнадцать лет гораздо больше людей узнало мантру, чем за последние 5 столетий. Но тогда я не понимал этого. Сейчас кажется невероятным тот факт, что он в столь пожилом возрасте постоянно создавал новые книги. Только позже я понял, что в нем было гораздо больше необыкновенного, чем можно было увидеть при первой встрече.
Мукунда Госвами: Что тебе особенно запомнилось после встречи с ним?
Джордж: Особенно мне запомнилось то, что он все время повторял: «Я слуга слуги слуги». Мне очень нравятся эти слова. Многие говорят: «Я — то, я — это. Я — божественное воплощение. Вот я каков. И вам далеко до меня». Понимаешь? Но Прабхупада никогда не был таким. Мне нравилась скромность Прабхупады. Мне всегда нравилось его смирение и простота. Слуга слуги слуги — вот кем он был. Никто из нас не является Богом, мы лишь Его слуги.
Когда я впервые увидел его, я не смог до конца осознать, что это за личность. Сейчас я вижу, что благодаря ему, за эти шестнадцать лет гораздо больше людей узнало мантру, чем за последние 5 столетий. Но тогда я не понимал этого. Сейчас кажется невероятным тот факт, что он в столь пожилом возрасте постоянно создавал новые книги. Только позже я понял, что в нем было гораздо больше необыкновенного, чем можно было увидеть при первой встрече.
В присутствии Прабхупады я чувствовал себя очень спокойно, как будто я был со своим другом. Я видел в нем доброго друга. Хотя ему было в то время 79 лет, он работал, дни и ночи напролет и очень мало спал. И мне он не казался высокообразованным интеллектуалом, потому что в нем была какая-то детская простота. Это было удивительно, необыкновенно.
И несмотря на то что он был великим ученым в области санскритской литературы и святым человеком, я никогда не испытывал рядом с ним чувства неловкости, и я очень ценил это в нем. Фактически, он делал все, чтобы мне было хорошо с ним. Я всегда думал о нем, как о чудесном друге, и сейчас он остается моим чудесным другом.
Мне кажется, Прабхупада был рад, что кто-то, кто не живет в храме, принимает участие в записи пластинки. Лишь один тот факт, что он был доволен, придавал мне силы. Я знаю, что ему понравилась пластинка «Харе Кришна Мантра», и что он просил преданных исполнять песню «Говинда». И, они до сих пор проигрывают эту запись, не правда ли?
Мукунда Госвами: В каждом храме есть запись «Говинда», и мы включаем ее каждое утро перед киртаном, когда преданные собираются у алтаря. Можно сказать, что это стало одной из традиций.
Джордж: Если бы я не получил одобрения от Прабхупады в ответ на свои песни о Кришне, и песни, основанные на учении сознания Кришны, я бы получил ее от преданных. Это именно та поддержка, которая мне нужна. Я чувствовал, что любая моя духовная деятельность — сочинение песен, помощь в издании книг или что-то еще — доставляла ему радость.
Моя песня «Жизнь в материальном мире» была написана под впечатлением общения со Шрилой Прабхупадой. Я писал об этом в книге «Я, мне, мое». Именно он объяснил мне, что мы, будучи духовными душами, отличны от наших тел. Мы просто пребываем в этих телах.
Как я сказал в своей песне, этот мир не единственен. И мы не отсюда, мы — из духовного мира. Мне суждено жить в материальном мире, но я устал жить в материальном мире. Чувства никогда не удовлетворяются, они бушуют как волны морские, влекут меня в пучину материального мира.
Весь смысл пребывания здесь заключается в том, чтобы найти путь, который выведет нас отсюда. Именно его и указывал Прабхупада. И он не только говорил о любви к Кришне и о том, что надо покинуть этот материальный мир, свои слова он подтверждал делами.
Он говорил о том, чтобы мы постоянно повторяли святое имя, и сам он повторял его постоянно. Мне кажется, сам по себе этот факт давал мне воодушевление и поддержку. Этого было достаточно, чтобы я прикладывал все старания для своего продвижения. Он сам совершенным образом следовал всему тому, что проповедовал.
Знаменитый участник квартета The Beatles Джордж Харрисон был одним из последователей Шрилы Прабхупады. Сознание Кришны оказало сильное влияние на творчество Джорджа, а сам музыкант сильно помог в продвижении молодого ИСККОН в Англии.
Так случилось, что во время съёмок фильма «На помощь!» на Багамских Островах один индуист подарил каждому из битлов по экземпляру книги об индуизме и реинкарнации. Харрисон сильно заинтересовался индийской культурой. В промежутке между последними гастролями битлов в 1966 году и началом записи альбома Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band Харрисон вместе со своей женой совершил паломничество в Индию. Там он изучал игру на ситаре и посещал святые места. Тогда же Харрисон стал вегетарианцем и оставался им до конца своей жизни. А в декабре 1966 года Джордж купил несколько экземпляров небольшого альбома под названием Krishna Consciousness («Сознание Кришны»). Запись представляла собой Маха-мантру Харе Кришна, которую как раз исполнял Шрила Прабхупада. Джордж привлекся мантрой и начал вместе с Джоном Ленноном экспериментировать с практикой мантра-медитации, воспевая мантру Харе Кришна иногда по нескольку часов подряд.
Спустя два года Джордж впервые встретился с учениками Шрилы Прабхупады. Это были первые американские кришнаиты, прибывшие в Лондон с целью открыть вайшнавский храм. И в 1969 году преданные лондонского храма Радхи-Кришны совместно с Харрисоном, который выступил продюсером, записали сингл «Hare Krishna Mantra» В записи песни также приняли участие Пол и Линда Маккартни. В марте 1970 года вышел второй спродюссированный Харрисоном сингл – «Govinda».
Сингл «HareKrishna Mantra» поднялся до 12-го места в британском хит-параде, а «Govinda» — до 23-ого. Известность Харрисона и успех песни позволили ученикам Шрилы Прабхупады попасть на популярное музыкальное телешоу BBC «Top of the Pops», на которое допускались только исполнители самых лучших композиций, попавших в 20-ку британского хит-парада. Разумеется, на телевидении вайшнавы вновь пели Харе Кришна Маха-мантру.
Обе песни в 1971 году вошли в первым в истории музыки поп-альбом санскритских мантр под названием The Radha Krsna Temple, который также был спродюссирован Джорджем Харрисоном.
Джорджа Харрисона сильно вдохновила личность Шрилы Прабхупады, с которым они также встретились в 1969 году. Ачарья-основатель ИСККОН тогда прибыл в Англию и остановился в поместье Джона Леннона в пригороде Лондона. Джордж Харрисон активно занимался духовной практикой, повторяя Харе Кришна Маха-мантру на четках. В 1973 году Харрисон подарил ИСККОН своё поместье в окрестностях Лондона, которое вайшнавы превратили в храм и назвали «Бхактиведанта-мэнор».
В 1990-х годах в ИСККОН прошла одна из первых больших встреч «воссоединения» учеников Шрилы Прабхупады. Мероприятие проводилось в поместье Бхактиведанта Мэнор собственность, подаренная ИСККОН Джорджем Харрисоном. На эту встречу также пригласили Джорджа, тем более там были те вайшнавы с которыми Джордж Харрисон начинал свое знакомство с Сознаниям Кришны. Недавно были обнаружены архивные кадры, на которых Джордж Харрисон ведет киртан и поет Харе Кришна на том фестивале Прабхупады.
Больше историй
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — гуру Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады