История нашей донецкой ятры неразрывно связана с именем матаджи Гаджи. Ведь именно ее знаменитая квартира по ул. Тренева стала первым центром и оплотом движения Харе Кришна в Донецке. Подробнее об этом можно узнать в статье Основатели общины Харе Кришна в Донецке
Именно 1989 год можно считать годом основания нашей ятры. А в июле этого же года донецкое общество сознания Кришны получило статус легальной религиозной организации. И в этом 2019 году нам уже 30 лет!!!
Итак,после 10-и летнего запрета на въезд в СССР,связанного с проповеднической деятельностью, Харикеша Свами-духовный учитель множества советских преданных, в мае 1990 года посещает Киев и привозит с собой Божеств, которых передает ему его друг и секретарь Киртирадж прабху. Проведя несколько дней в Киеве, Харикеша Свами улетает в Москву, а Божеств отдает Бхагаватачарье прабху (впоследствии первому президенту Храма ИСККОН в Донецке), который в свою очередь доверяет заботу о Них матаджи Гаджи. Этому моменту следует уделить особое внимание. При написании статьи у меня была некоторая неудовлетворенность началом этой истории. Было не понятно зачем и почему Киртирадж прабху отдал Божества Харикеше свами, а тот в свою очередь передал Их в Донецк. Разгадка кроется в самой личности Киртираджа прабху. Оказалось, это легендарный преданный Господа, сыгравший огромную роль в становлении Движения Сознания Кришны в СССР, ученик Шрилы Прабхупады, один из первых западных преданных, приехавших в Москву и помогавших в проповеди во время сурового коммунистического режима. Распространил множество книг Шрилы Прабхупады и в социалистических странах, лично вручал «Бхагавад Гиту» Папе Римскому, Ельцину, английской королеве. Активно участвовал в организации мировой кампании по освобождению из тюрем первых советских преданных. Эта кампания была развернута в начале 80-ых годов, когда в Советском Союзе преданных сажали в тюрьмы, помещали в психиатрические больницы.
Киртирадж прабху ездил по всему свету, встречался с большими людьми, с президентами, был в Белом доме, встречался с Папой Римским, с видными правозащитниками, для того чтобы привлечь внимание мировой общественности к проблемам нарушения прав человека в Советском Союзе. Благодаря его усилиям в то время были проведены демонстрации перед посольствами. В конце концов преданных, начиная примерно с 1987 — 1988 года, стали освобождать из тюрем, и все были реабилитированы.
В 1989 году в Индии Киртирадж прабху заказывает Божества для преданных и ятр советских общин. Он обратился с просьбой о пожертвовании к Радхападу прабху, состоятельному индийскому вайшнаву, который ранее оплатил установление Шри Шри Радха-Мадхавы в Маяпуре. Радхапад хорошо относился к советским преданным и поддерживал компанию за их освобождение из тюрем. Его очень воодушевляли известия о том, как распространяется сознание Кришны на территории бывшего Советского Союза. Он даже хотел сам отправиться туда, но не смог, поскольку был уже стар. Киртирадж прабху вместе со своей супругой Шримати Харипуджей отправился во Вриндаван. Им нужно было приобрести 52 пары Божеств Гаура-Нитай. Достоверно известно, что будущие московские Божества Шри Шри Даял-Нитай Шачисута были изготовлены двумя братьями из семьи лучших вриндаванских муртивалл – прабху Доялом и Бхагаваном дасом – в свое время сделавшим Божества для храма Кришна-Баларамы во Вриндаване. Кто знает, возможно эти же мастера ваяли и наших будущих Шри Шри Нитай Гаурасундару. Когда все Божества были изготовлены, Киртирадж прабху составил список городов, куда Они поедут, и передал все это советским преданным – тем самым первым паломникам. Так Божества разъезжаются по городам и сёлам бывшего СССР. Доподлинно выяснить не удалось с этой ли партии мурти наши Шри Шри Нитай Гаура Сундара или были изготовлены позже, но так или иначе Шри Шри Гаура Нитай, так Их изначально звали, пришли на донецкую землю, а Киртирадж прабху помог этому осуществиться.
Бхагаватачарья прабху сделал для Них алтарь и спустя неделю матаджи Гаджи уже проводила Им пуджу и предлагала бхогу. В те времена не было отдельной церемонии по установлению Божеств, по крайней мере в нашем регионе, считалось, что Божества устанавливаются во время киртана. Вот такая вера была у первых преданных в Святое Имя. И Божества ответили взаимностью, с самого начала начали проявлять Себя. Возможно, что мы напишем об этих сокровенных играх отдельно.
А вот какими откровениями на эту тему делится матаджи Авадатта из Днепра, она пуджари и непосредсвенный участник событий явления Божеств в Днепре в 1991 году и это очень важно : «Есть и еще одна тайна. Шри Шри Нитай-Гаурачандра прежде всего там, где киртан. Потому что санкиртана-ягья – это юга-дхарма нашего века, это суть Их учения. В санкиртане, в совместном воспевании – Их жизнь и душа. Часто, проводя арати в храме, я с определенной долей досады отмечала, что Нитай и Гаурачандра не обращают никакого внимания на предметы, которые я Им предлагаю. Все Их внимание сосредоточено на киртане: Они слушают Святое Имя, Они всем сердцем там – в алтарной, с преданными, танцующими и поющими. И хотя я, казалось бы, ближе всех стояла к Ним, но за те полчаса, пока длилось арати, я успевала соскучиться по Ним гораздо сильнее, чем в любое другое время. И потом, не всегда успевая помыть поднос с атрибутами, бежала в алтарную, — к поющим, на которых с такой нежностью взирает Господь Гауранга.»
Летом 1991 года матаджи Гаджи получает первую инициацию у Харикеши Свами и сразу после этого Ачьюта Прия прабху просит переехать ее в Киев и стать старшей в ашраме брахмачарини. Матаджи пришлось уехать, а Божества остались в квартире на ул. Тренева. Им продолжили поклонение, т.к. на тот момент в квартиру переезжают брахмачари. Позже эта квартира стала ашрамом брахмачарини. В это же время начинает образовываться нынешний Храм, идет интенсивная стройка и в скором времени, ориентировочно это было в 1992 году, Шри Шри Гаура Нитай переезжают в него, как только условия в Храме позволяют это.
Как вспоминают старшие преданные: «Наша ятра начиналась именно с изначальных «маленьких» Божеств, с которыми связаны все главные события истории»
Город Аллахабад был основан в 1583 году Акбаром Великим на месте древнего священного города Праяг. Праяг возник ещё в ведический период и упомянут в Ведах как место, где Брахма, создатель Вселенной, провёл обряд жертвоприношения. Именно здесь находится слияние трёх священных рек-Ганги, Ямуны и Сарасвати.
А каждые 12 лет в Аллахабаде проводят фестиваль Кумбха Мела. Это самый большой религиозный праздник мира, он длится больше месяца и за это время город посещает до 70 миллионов паломников. В день священного омовения более 10 миллионов человек совершает этот ритуал в Ганге.
Как раз из этого священного города и решили переехать в Донецк, проливать Свою милость на наш регион и всех его жителей большие Божества-Их Светлости Шри Шри Нитай Гаура Сундара!
Как рассказывает Трибхуванатх прабху, исполняющий на тот момент обязанности президента донецкого храма, что в конце 90-х у преданных возникла идея о необходимости приглашения больших Божеств для проповеди. И вот в 1999 году, путешествуя на Картику по Дхаме, Трибхуванатх прабху, волею провидения, оказался в Храме ИСККОН в Аллахабаде и там-то он увидел прекрасных Шри Шри Нитай Гаура Сундару, которые ему очень приглянулись. Вначале, идея попросить этих Божеств для Донецка, казалась нереальной, но в последствии все-таки была осуществлена, и по прошествии переговоров с президентом аллахабадского Храма и выплаты щедрого пожертвования было принято решение, что Их Светлости едут в Донецк.
На тот момент в Храме Аллахабада Шри Шри Нитай Гаура Сундаре поклонялись уже около 4-х лет и, как вспоминает Трибхуванатх прабху, было видно, что преданные Аллахабада были очень привязаны к Ним и опечалены скорой разлукой. Тогда донецкие преданные решили организовать большой пир, чтобы как-то утешить местных вайшнавов. Как раз в это время в Храм приехал Е.С. Гопал Кришна Махарадж, исполняющий обязанности Джи-Би-Си по этому региону, и был шокирован тем, что Божества куда-то переезжают и просто запретил делать это. Но, после уговоров и обещаний донецких преданных, что в нашем регионе Их Светлостям будут стараться служить наилучшим образом, не хуже, чем в Аллахабаде и что это очень необходимо для проповеди, Махарадж все же дал согласие на Их переезд. Сейчас в Храме Аллахабада поклоняются Божествам Шри Шри Радха Вени Мадхава.
Это едва ли ни единственный случай в ИСККОН, когда уже установленные Божества переехали в другой храм или регион. Кроме тех случаев, когда Им угрожала опасность.
Путешествие Их Светлостей до аэропорта в Дели было не из лёгких. Они были упакованы в коробки и в вагоне индийского поезда, из-за большого количества пассажиров, приходилось даже сидеть на Них. Но, милостивые, Они смиренно стерпели даже это. Позже, в аэропорту, Их не хотела выпускать из страны таможенная служба Индии. Думали, что хотят вывезти историческое наследие или артефакты. После долгих объяснений того кто это, куда и зачем Они летят, таможня дала добро. Некоторые преданные даже рассказывали, что имела место быть такая история: «Как только таможенники увидели стопы Шри Шри Нитай Гаура Сундары — ситуация разрешилась благоприятным образом.»
Преданные рассказывают, что в Донецк Шри Чайтанья и Нитьянанда прибыли очень уставшими, это было видно по цвету Их лиц, но вскоре пришли в Своё нормальное состояние. Имён Своих Они не меняли.
К сожалению, с началом боевых действий в нашем регионе, Шри Шри Нитай Гаура Сундаре пришлось погрузиться в сон. Т.к. о регулярном служении Им, по надлежащим стандартам, не могло быть речи. В регионе осталось мало преданных, да и существовала большая вероятность попадания в Храм снарядов. Тем не менее, функции основных Божеств стали выполнять маленькие мурти Гаура Нитай, программы в Храме не прекращались, преданные пели киртан каждый раз-как в последний раз и выполняли посильное служение. Уезжали из своих квартир и домов в Храм, оставались на ночь, хотя этот район очень даже обстреливался и вокруг грохотали взрывы, но все-таки здание Храма осталось невредимым.
Сейчас мы все с нетерпение ждем наступления благоприятных условий для пробуждения Их Светлостей и преданные стараются делать все возможное для этого.
Р.S. Смиренная просьба ко всем преданным, кто знает какие-то достоверные факты связанные с историческим наследием нашей ятры, достоверные истории связанные с Божествами, пишите пожалуйста автору поста! С вашей помощью…
Материал подготовила Олеся Коваль
P.S.В статье использованы некоторые материалы из личного сайта Шри Шри Даял- Нитай Шачисуты (г.Москва)
Чтобы сделать пожертвование, переходите по — ссылке.
Мы будем благодарны за любую помощь!
Больше историй
Варароха прабху «Дорога любви» история одного преданного
История Донецкого Храма
Первые преданные и первая Нама-Хата в Донецке