Движение сознания Кришны зародилось в Донецке благодаря распространению книг Шрилы Прабхупады. Летом 1990 года в город приехала небольшая группа преданных из Днепропетровска, возглавляемая Бхагаватачарьей прабху. Это были Ватсара прабху, Панду прабху и Варароха прабху. Они приехали, чтобы открыть здесь центр ИСККОН и распространять сознание Кришны в Донбассе. Первым временным храмом была квартира, которую предоставила для проведения программ матаджи Гаджи.
Брахмачари неустанно распространяли книги Шрилы Прабхупады по городам Донецкой области. В то время отношение к преданным и сознанию Кришны было настороженным, распространителей часто задерживала милиция и книги отбирали. Тем не менее, наше Движение расширялось, и это происходило несмотря на то, что условия, в которых жили и совершали служение преданные, были очень аскетичными.
Все преданные совершали поистине героические усилия для распространения сознания Кришны. Среди многих возвышенных и аскетичных преданных выделялся один необычный вайшнав по имени Варароха прабху. С первых дней, как он присоединился к Движению сознания Кришны, и на протяжении всей своей жизни – до тех пор, пока Кришна не забрал его к Себе – он был погружен в миссию санкиртаны, в распространение книг Шрилы Прабхупады. Как в случае легендарного ученика Шрилы Прабхупады Шримана Джаянанды прабху, когда даже простые люди, узнав о его уходе, не могли сдержать слез,
Варароха прабху оставил глубокий след в памяти вайшнавов донецкой ятры и тысяч простых людей, которые получали через него милость Господа Чайтаньи в форме книг Шрилы Прабхупады. Неоднократно преданные были свидетелями того, как обычные люди, знавшие Варароху прабху, узнав о его уходе, не смущаясь, плакали – столь глубоким и ценным для них был опыт общения с этим вайшнавом, искренне любившим их. До сих пор, спустя столько лет после его ухода из этого мира (в 1993 году), преданные донецкой ятры проводят ежегодный летний марафон и фестиваль санкиртаны в память Варарохи прабху.
Родился он 7 декабря 1972 года. Его родители – Александр Иванович и Ольга Александровна Кравченко – были простыми советскими людьми. В юности он любил находиться наедине с природой и искренне радовался, созерцая творение Бога вокруг себя. Он приходил в особый восторг, когда бывал с мамой в церкви. Все общепринятые утехи материаль-ного мира не интересовали его. Варароха всегда тянулся к божественному, испытывая наслаждение от духовных тем.
Будучи совсем еще молодым человеком, он серьезно занялся буддизмом, брал на себя суровые аскезы, подолгу постился и следовал обету молчания. В школе, в которой он практиковал буддизм, закапывали друг друга по очереди в землю, имитируя смерть, и через некоторое время откапывали человека, который переживал необыкновенный опыт.
Ольга Александровна Кравченко, мама Варарохи прабху вспоминает: — Как-то он подошел ко мне и попросил благословения переехать в храм. Я его благословила. Он переехал в храм, и тут начали приходить повестки из военкомата. Я знала: две-три повестки придет, а потом приедет милиция. В результате вызвали меня, и я говорила с офицером в кабинете. Перед этим я подошла дома к алтарю, который сделал Варароха, и помолилась Кришне, чтобы Он помог. В военкомате я сама была удивлена тому, как говорила с этим офицером о Варарохе, о его вегетарианстве и убеждениях – очень складно и доходчиво. Но тем не менее в военкомате захотели увидеться с ним лично. В тот момент он уехал с преданными по региону распространять книги, и всё, что я знала – это то, что он в городе Мариуполь. Мобильных телефонов тогда не было. Я пошла в его комнату к алтарю и попросила: «Кришна, помоги мне его найти!» На следующий день я поехала в город Мариуполь, и Кришна помог. Я увидела преданного, который распространял книги около центрального универмага. Он сказал, что Варароха поехал в другой город и будет вечером. Он привел меня в комнату, где они остановились. Там не было ничего, кроме пачек с книгами. Когда вернулся Варароха, он пообещал, что приедет в военкомат на следующий день. Помню ещё, что тогда они поднесли Кришне молоко и яблоки – это была вся их еда тем вечером. История с армией закончилась, не начавшись. Господь устроил все мистическим образом – никто из комиссии военкомата не пришел на назначенную с ним встречу, а впоследствии его как-то само собой освободили от военной службы. До сих пор я удивляюсь, как в то сложное время стало возможным, чтобы человека без последствий освободили от обязательной службы в армии. Без воли Господа здесь не обошлось.
Когда болезнь Варарохи обострилась, мы с преданными перевезли его в больницу. Врач сказал, что с таким диагнозом и минуты не живут. Из-за его болезни в его крови уже практически не было красных телец. Практически в нем не было крови. Он продержался три дня, прощаясь с преданными. В палате постоянно звучали киртан и лекции Прабхупады. На стене висело большое изображение Господа Чайтаньи. Три дня Варароха лежал, обессиленный, на кровати. В какой-то момент он приподнялся и с улыбкой на лице протянул руки к изображению Господа Чайтаньи. Его глаза уже не видели, но он смотрел в другой мир. После этого он лег и уже больше не вставал. Через несколько часов он оставил тело.
Сарвамангала прабху: Варароха прабху не просто опередил события. Тогда он говорил о предметах, которые только сейчас стали обсуждаться очень подробно. Например, забота о преданных. Он был глубоко убежден, что это естественно, что так и должно происходить. Ему не нужно было для этого говорить о какой-то сложной системе опекунства, кураторства… Он не подчинялся в этом никакой системе — это было его дыхание. Он был способен жертвовать даже своим духовным комфортом ради других.
Ольга Александровна Кравченко, мама Варарохи прабху вспоминает: Во время, когда начался «бхакта-програм», алтарная была полностью забита книгами под потолок. В коридорчике перед кухней было немного места, что бы сидеть. Варароха прабху предложил всем своё служение (в то время в ашраме жило человек тридцать). Он сказал:
«У нас будет бхакта-програм, и после занятий я буду сидеть здесь, и если у кого-то есть какие-то трудности или личные вопросы — подходите, мы с вами поговорим».
Он говорил это заглядывая в глаза каждому человеку. И он не преувеличивал, потому что был готов потратить времени столько, сколько это требовало. Это было именно так, он был полностью в распоряжении преданных. Это было сознание, которое он принес в нашу ятру. Можно сравнить с облаком пыли, поднятым проезжающим автомобилем. Пыль постепенно садится, но как только автомобиль проехал она заполняет все пространство.
Его садхана была непоколебима. Когда везде был какой-то шум, все что-то рассказывали друг другу, он отворачивался лицом к стене, одевал в уши беруши, брал маленький фонарик, которым он светил на книгу, и он читал эту книгу, отвернувшись лицом к стене. И при всей его такой строгости и непоколебимости, он также понимал, что вовлекать в процесс санкиртаны новых людей — это его миссия. Эти новые люди, которые попадали в его группу санкиртаны, это были сантехники, шахтеры… И через месяц марафона в сводках санкиртаны можно было видеть их № 5, № 6 по СССР… Это было уму не постижимо. Своим осознанием он мог заражать бесконечное количество людей.
Я хорошо помню одну харинаму. Мы приехали в Макеевку к автовокзалу, и выстроились под стенкой. Я был одет в спортивный костюм, потому что я был около двух недель с преданными… ни веры, ни понимания. Я думал:
«Быстрей бы кто-нибудь говорил о философии, потому что когда мы говорим о философии, это единственное, что придает нам хоть какой-то вес в глазах этих людей, иначе они смотрят, и они убеждены что это какие-то зазомбированные, не понимающие, что они делают люди.»
И вот мы выстроились как на расстрел, перед нами стояла аудитория человек из ста наверно… и это все были какие-то агрессивно настроенные люди, а впереди стояли самые агрессивные. Они кричали, подталкивая других кричать им в унисон… на их лицах был оскал такой… им не нравилось все: как мы выглядим, что мы делаем. Их не интересовало вообще ничего. Я чувствовал себя как декабрист перед расстрелом. В одну секунду вперед вышел Варароха прабху с караталами в руках (небыло даже микрофона) и запел: «Харе Кришна Харе Кришна…». Он делал несколько шагов навстречу этой аудитории, вовлекая их в танец. Он подходил к ним и звал их, чуть ли не хватая их за руки, вытаскивая их. Они начали отшучиваясь улыбаться. Их оскал сменился на улыбку, оглядываясь по сторонам они начали улыбаться друг другу. Через 15 минут они начали прихлопывать, через 40 минут это превратилось в хоровод, в котором танцевали все эти еще недавно агрессивные люди, а Варароха стоял, как на видео можно видеть Прабхупаду, который смотрит и наслаждается всем этим зрелищем танцующих преданных. Еще несколько десятков стало воспевать. Он искренне радовался этому.
Кришна связал нас с человеком, о котором Ниранджана Свами Махарадж сказал (это он сказал на квартире на Тренева, наверно 93 год.), что среди вас появится человек, который достигнет вершин сознания Кришны. И наше служение в том, чтобы мы помнили, чтили таких преданных. Присылая уполномоченных преданных, Господь хочет нас чему-то научить.»
Он был лучшим в этой школе, и учитель хотел сделать его своим преемником, но у Кришны был другой план на этого юношу. По воспоминаниям преданных, когда Варароха прабху встретился с Движением сознания Кришны, он сразу же раскрылся как великий вайшнав. Его глубокая преданность миссии санкиртаны поражала всех вокруг. На всех марафонах Шрилы Парабхупады Варароха занимал первое место в Донецке. Как-то за один день по подписке он распространил 400 книг.
Но большое количество распространенных книг было не единственным и далеко не главным его достоинством. Он был одновременно мягким и в то же время очень решительным преданным. Создавалось впечатление, что он пребывает в постоянной медитации на Кришну и распространение книг о Кришне. Никто ни разу не слышал от него праджалпы, и он никогда ни на что не жаловался. В то же время он не был сухим, а наоборот – всегда оживлялся, когда речь касалась трансцендентных предметов, особенно проповеди. Варароха никогда не спорил с вайшнавами, всегда говорил что-то такое, что усиливало преданность и веру в Кришну. Преданные, которым случилось находиться в его обществе, преображались, становились серьезнее в сознании Кришны и в миссии распространения книг. Глядя на него, можно было видеть того преданного, который описывается в наших книгах.
Он ушел 26 июня 1993 года, когда ему был 21 год. В начале года, весной, он вернулся из поездки в Индию. Он был счастлив, очень хорошо выглядел, поправился. Вернувшись, он сказал своей маме: «Я хочу домой к Небесному отцу». Спустя некоторое время после этого он ушел. Господь исполнил его желание.
Ольга Александровна Кравченко, мама Варарохи прабху вспоминает: «Родственники очень любили Вадика. Я хорошо помню, что, когда он был еще маленьким, он просил не говорить о других плохо.. Он не интересовался игрушками. Мы перестали их ему покупать, когда увидели, что он в них не играет. Он больше рисовал или что-то рассматривал. С первого класса Вадик активно занимался спортом. У него очень хорошо получалось, и ему это было интересно. Где-то с десяти лет он начал искать себя. Он любил ходить в церковь на праздники и вообще при любой возможности, долго стоял там. Ему нравилась та атмосфера. В четырнадцать лет он поехал в общину Порфирия Иванова, пожил там, а через год занялся буддизмом. Его интерес к духовной жизни был очень естественным. Когда он начал заниматься в группе буддистов, он, будучи еще совсем молодым, заменял учителя на занятиях, когда тому нужно было куда-то уехать. Я помню, что он не встречался с девушками и в пятнадцать лет подошел ко мне и попросил благословения стать монахом. Он не был привязан к материальному. Помню, привезешь ему новую обувь вместо старых шлепанцев, и через несколько дней он опять в старых ходит, а новые уже кому-то отдал. Когда он уже заканчивал школу в 1990 году, он как-то сказал мне, что не будет получать аттестат, что тот ему не нужен, на что я ответила, что он нужен мне. На выпускной он пошел в повседневной одежде. Он не принимал особого участия в празднике. Он начал общаться с преданными. Сделал дома алтарик, сам начал готовить дома хлеб и другой прасад.
Вандана деви даси: «Варароху прабху я увидела, когда в первый раз приехала на программу в Донецк. Небольшая комната была битком забита. Коридор тоже был забит гостями. Пришло время раздачи прасада, и Варароха прабху принес хлеб раздавать. Я помню его очень четко. Я всего лишь получила от него хлеб, но было видно, что эта личность не от мира сего. Таким он остался в моей памяти. Он выделялся даже внешне. Просто глядя на него, понимаешь: это очень высокого уровня святая личность.»
Абхинанда прабху: «Варароха прабху посвятил всю свою молодость сознанию Кришны. Его преданность выделяла его среди всех остальных. Есть видеозапись преподнесения в Германии духовному учителю результатов санкиртаны. Сидит на вьясасане духовный учитель, и ему преподносят результаты распространения книг, называя, как обычно, от меньшего к большему, и в конце подводят итоги – сколько страна распространила: «Эта страна столько распространила, та страна – столько», а потом – пауза, и оглашают результаты одного человека, который распространил больше, чем несколько регионов вместе взятых. Тогда исчисляли результаты тоннами. В прямом смысле, а не в переносном. Варароха говорил о распространении: «Вы себе не принадлежите, как будто подвешены в каких-то энергиях, которые действуют через вас, нет уже ничего вашего…» Это – пик самадхи в распространении книг, когда человек проповедует даже во сне. А когда речь заходит об отдыхе, те, кто пребывает в этом состоянии, не хотят останавливаться вообще. У Варарохи, когда он приехал в Донецк после московской санкиртаны по северным регионам, отдых был в том, что мы распространяли книги по домам. Вот так мы отдыхаем – просто меняем вид распространения книг. Он смог отдать все силы, которые у него были, распространению книг; он отдал себя как душу… Варароха все время был спокоен и невозмутим. Он никогда не говорил пустых слов – это без преувеличения. И никогда не жаловался. Условия были ужасные. Мы могли ехать в какой-то город, где нас никто не ждал. По дороге мы сворачивали на привал, и он говорил, что надо приготовить еду. Я говорил: «У нас нет воды, и я не умею готовить». Он отвечал: «Ничего, то, что мы будем готовить, ты сможешь». Это были заготовленные хлебцы и иногда сметана. Имелось в виду, что приготовить – это поднести Кришне. Воду для приготовления дала он брал просто в неизвестном ручейке, протекавшем неподалеку.
Однажды мы с Варарохой прабху заходили в бухгалтерию, и нужно было убедить бухгалтера в очень простой вещи: мы сейчас у вас берем деньги, а книги приносим потом. Потому что нас подвели и книг в наличии не было, а «закрывать» надо было прямо сейчас. И это все надо было как-то объяснить бухгалтеру. Бухгалтер и слушать не хотела, и я попросил ее подождать, пока придет наш начальник (я имел в виду Варароху). Она представила себе «начальника», но вот заходит молодой парень, садится напротив нее и говорит: «Вы себе не представляете! Сейчас – эра Господа Чайтаньи… Я понимаю, что Вы не знаете, я сейчас Вам объясню, что такое эра Господа Чайтаньи…»
И эта женщина – солидный, неприступный бухгалтер – начала плакать. Она плакала, стеснялась, что плачет, и говорила: «Я ничего не могу с собой поделать. Что происходит?»
В итоге она встает и говорит: «Хорошо, пойдемте!» Заходит в отдел, а там много людей сидит, что-то считают, и человек заветный, который на деньгах сидит, кассир – тоже что-то считает. Она заходит и кассиру говорит: «Выдай (и называет хорошую цифру) наличкой вот этим людям» – и уходит. Никаких документов, расписок, просто – слова бухгалтера. Бухгалтер ушла, и кассир начала выдавать, считать. Варароха спокойно складывает всё в дипломат и говорит: «До свиданья!» И потом вдруг кассира осенило: «Стойте! А документы какие-нибудь?» А у нас даже паспортов не было. Все так и замерли в этой комнате. Уносят деньги неизвестно кто! И Варароха говорит: «Вы не знаете? Сейчас…», достает книгу, и теперь уже всему отделу рассказывает, что происходит на самом деле. И когда он закончил, все эти люди сказали, что они тоже хотят книги. У них даже не было тени сомнения в том, что они поступают правильно.
Люди, которым он распространял книги, долгое время помнили о нем. Реально он привязывал к себе за короткое время, и ему люди верили. Иногда даже без визуального контакта, например через дверь. И хотя люди в общем не очень склонны открывать дверь, я ни разу не видел, чтобы дверь не открыли ему.
Наступил марафон Нрисимхадева, и, конечно, ожидались лилы Нрисимхадева. Варароха ждал марафона особенно, потому что в это время доступна особая милость Господа Нрисимхи. И он не стеснялся молиться при других. У него были очень искренние молитвы.
Однажды мы приехали в какое-то полузаброшенное село, на рынок, и он начал молиться Нрисимхадеву. Я запомнил эту молитву, потому что она была как бы неуместной. Надо выходить, что-то делать, не тратить время. Но он настолько духовно подходил к процессу, что соединил ладони и начал молиться: «Дорогой Нрисимхадев! Пожалуйста, устрой так, чтобы эти люди получили книги, сделай нас инструментом!» Его молитва сводилась к просьбе, чтобы Господь дал этим людям благо. Потом он шел и действовал согласно тому, что просил.
И вот мы распространяли на рынке, который уже закрывался, но Варароха распространял «не поднимая головы». И всем он говорил одно и то же, но кришна-шакти захватывала людей, и они шли домой, рассказывали соседям, и те приходили за книгой. Варароха распространил все книги до последней, и сказал, что это – хорошее место: на этом рынке очень много людей. Он даже не заметил, что люди были только вокруг столика, где он распространял – больше никого нигде не было.
Однажды мы приехали на машине на какой-то рынок. Шли девяностые годы, и бандиты собирали пошлины со всех, кто что-то продает. Там все было распределено, с их точки зрения, но мы не попросили разрешения и очень бойко стали распространять книги. Они какое-то время наблюдали, а потом один из них подошел ко мне и сказал, что мы должны заплатить им определенную сумму. Я передал это Варарохе, но тот сказал: «Нет-нет, мы платить не будем!» Он даже особого внимания на них не обратил, а это больше всего им и не нравится. Человек, который собирал деньги, пошел кому-то жаловаться по их «парампаре», и к нам пришел человек покрупнее. Он вместо приветствия ударил ногой по нашему столу, скинул книги и сказал, что если мы не хотим по-хорошему, то будет по-плохому. Он ушел, и я понял, что надо уезжать. Мы никого вообще не знаем здесь, и неизвестно, чем все закончится. Варароха сказал: «Нет, мы продолжим распространять!»
Но люди, узнав, что мы на «мушке» у бандитов, стали бояться подходить, и распространение остановилось. Один-единственный человек подъехал на велосипеде и прошептал: «Я вижу, вы – хорошие ребята. Уходите как можно быстрей, потому что у вас будут очень большие неприятности, и вам никто тут не поможет!»
Мне было интересно, как Варароха поступит, а он сказал, что надо молиться Кришне. И он был не просто спокоен, но радостен, и вот это уже было трудно понять. Но он был очень счастлив и полон энтузиазма. И вот время вышло, и тот первый человек подошел за данью. Варароха что-то сказал ему – я не помню, что именно (для меня это был не совсем понятный набор слов), но на бандита это произвело очень сильное впечатление. Он отошел в сторонку и сказал: «Я, вообще-то, как бы тоже верующий…»
В дальнейшем развитии событий он не участвовал. Пришел второй человек, и поскольку он увидел, что нет страха (а такие люди, когда видят, что нет страха, сами начинают бояться), он начал выяснять, кто за нами стоит. Поскольку он никак не мог этого выяснить, он решил позвать самого главного. И вот подходит самый главный. Варароха достает «Бхагавад-гиту» и начинает показывать ему картинки, где половина лица – человека, а половина – животного (в то время это была классика презентации), начинает объяснять. Этот человек выслушал все и говорит: «Ну, вы, ребята – молодцы, я такое в первый раз в жизни вижу. Вы произвели сильное впечатление на меня. Поэтому продолжайте распространять. Меня зовут N. Если будут какие-то проблемы, можете обращаться лично ко мне». Потом берет эту «Бхагавад-гиту», потому что она ему понравилась, и собирается уходить. А Варароха кричит ему: «Подождите! А пожертвование?» И это была кульминация. Люди смотрят: этот человек привык всегда забирать, он не знал слова «возьми», он знал только слово «дай». Бандит посмотрел вокруг и потом говорит: «Я тебя сейчас убью. Ты не знаешь, как ты меня сейчас обидел!» А Варароха отвечает: «Нет, это нормально – жертвовать. Вы получите благо».
Он просто хотел ему помочь. Тот человек, конечно, ничего не дал, но сильно впечатлился Варарохой. А потом опять подъехал человек на велосипеде и сказал, что такого никогда не видел и что фильм можно снимать по этому сюжету. Он взял целый комплект. И другие люди спрашивали: «Как это возможно?» А Варароха отвечал им: «Читайте эти книги, и у вас все получится, как у нас!»
Больше историй
История прихода Божеств Шри Нитай Гаура Сундара в Донецкий храм
История Донецкого Храма
Первые преданные и первая Нама-Хата в Донецке